ЖМЗ: сохранить производство в условиях кризиса

Прекрасных желтых и красных роз никакой кризис не коснулся. Как и в прошлые годы, они и сейчас радуют глаз заводчан и их гостей на клумбах возле административного здания открытого акционерного общества «Житковичский моторостроительный завод», рядом с доской почета передовиков. А вот отразился ли этот самый «монстр» — мировой экономический, финансовый кризис на производстве, кадрах, зарплате работников предприятия, что, казалось бы, надежно спряталось от всех чужих, завистливых глаз в полесской глубинке? С этого ключевого вопроса и начался наш разговор с директором завода Виктором Курьяновичем.


— Говорить, что не отразился – абсолютно неправильно, — задумчиво вздохнул он, — конечно же, отразился. Если в первые месяцы мы его чувствовали, можно сказать, довольно слабо, то есть в прошлом году был спад производства, но мы надеялись, вот придет весна и все расставит по своим местам, то в дальнейшем оказалось, что эти надежды, к сожалению, не оправдались. Потребности в нашей продукции не только не увеличились, но даже снизились. И одна из первопричин заключается в том, что мы завязаны на крупные предприятия-конвейеры, которые находятся на самой остроте кризиса. Что говорить, если «лежат» российские заводы, на которые в основном и сориентирован сбыт белорусской промышленной продукции. Раньше где-то около 75 процентов изделий мы поставляли на свое головное предприятие — Минский моторный завод. Но в сентябре прошлого года он почувствовал, что российские предприятия «стали». Естественно, и у нас началось сокращенние объемов производства, ведь все мы, образно говоря, звенья одной цепи. И с тракторным заводом произошла та же ситуация, в результате чего их коллектив перешел на 4-дневный режим недельной работы. А ведь такие гиганты как тракторный, МАЗ, «Амкадор», «Гомсельмаш» и формируют почти весь наш портфель заказов.


Да, кризис кризисом, а жить и работать надо. Поэтому завод не стоит. Он знает, что выплыв на середину течения реки, стоячего положения не обретешь. Нужно либо плыть, либо тебя безуспешно снесет по течению вниз. И к чести заводчан надо отметить, что одним из выходов для них стала переориентация производства в сферу авиации. Удалось подписать довольно крупный контракт с московским заводом «Салют» по текущему году на ремонт 90 штук двигателей. Получены оттуда и другие заказы, в результате чего доля «Салюта» в общем объеме продукции в июне составила 12 процентов против прошлогоднего 1 процента. Конечно, авиация — это не общее машиностроение, требования к качеству проводимых работ тут суперсложные. И тем не менее, если бы была твердая гарантия, что и впоследствии все это будет востребовано, то могли бы смелее идти на заказы. Но ведь теперь, в условиях кризиса, таких гарантий никто не дает…


И все-таки спад производства ощущается довольно болезненно: за 5 месяцев года к соответствующему периоду 2008 года в сопоставимых ценах произведено только 79,6 процента товарной продукции. Хотя у Минского моторного завода темпы роста всего лишь 63 процента, а у предприятий-смежников, с которыми житковичские моторостроители входят в одно производственное объединение, в городах Борисове и Гомеле – и того меньше.


Завод пока сохраняет прежний режим работы: моторостроители трудятся 5 дней в неделю в 2 смены. Фактически полгода, как говорится, продержались. Но учитывая то, что сейчас лето и нет полной загрузки производства, рассматриваются вопросы перехода некоторых подразделений на 4-дневную рабочую неделю. Кстати, Минский моторный завод в этом режиме уже работает с января текущего года.


Еще одно подтверждение наступившего кризиса — отток людей с производства. По словам Виктора Курьяновича, ушло где-то 70 человек. И если с некоторыми расставаться легко, то этого не скажешь о высококвалифицированных, опытных специалистах, мастерах своего дела. И директор не считает это предательством, изменой родному производству и заводу. Он понимает их — мужей, хозяев семей, которые справедливо считают, что их зарплата не соответствует их деловому потенциалу, их квалификации. Упали заработки. Если в прошлом году среднемесячная зарплата составляла 785 тысяч рублей, то в нынешнем — 603 тысячи. Негативно, конечно, отразилось и то, что «упал» наш белорусский рубль к доллару.


— Но духом никто не падает, работать надо в любых условиях, — не теряет оптимизма Виктор Владимирович. — Конечно, в первую очередь мы обязаны производить ту продукцию, которая продается. Работать в более интенсивном режиме, сократить издержки производства, время обработки деталей. Усилить исполнительскую и технологическую дисциплину. В текущем году мы обратим на эти вопросы более пристальное внимание в отличии от прошлого, когда нас захлестывали большие объемы производства.


Как ни трудно, но на заводе по-прежнему идет модернизация, обновление, приобретение новых станков и оборудования, чему и мы стали свидетелями в день посещения предприятия. В цеху №7 под руководством специалиста из Чехии шли пусконаладочные работы (на снимке) на торце – круглошлифовальном станке с числовой программой управления фирмы «Юнкер» стоимостью 650 тысяч евро. К слову сказать, он заменит 8 станков, имеющихся в настоящее время на предприятии, то есть при трехсменной работе при выходе на проектную мощность трое рабочих заменяют 24 человека.


Что и говорить, труднейшие времена переживает сейчас наше градообразующее предприятие вместе с другими заводами республики. Чувствуется острый финансовый голод, ведь кризис отрицательно отразился не только на заказах, но и на платежах. Так, Минский моторный завод на сегодняшний день должен своим партнерам из Житкович 1 миллиард рублей за поставленную уже продукцию, «Гомсельмаш» — 600 миллионов рублей. И ситуация с неплатежами ухудшается. Словом, дебиторская задолженность превышает кредиторскую. На всех рынках идет большой спад в ценах на продукцию, в том числе и на заводскую. Вот и на днях, как сказал руководитель коллектива, с тракторного завода прислали предложения по ценам, которые вызывают недоумение и даже усмешку. Выходит, продать надо свою продукцию по себестоимости…


Что будет с заводом завтра, в перспективе? Переживем, прорвемся? Хочется надеяться на положительный, обнадеживающий ответ.


С. КУЛАКЕВИЧ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.