СОШ №1 г. Турова: «Учимся экономить и учим при этом экономить других»

Урок экономии и бережливости всем руководителям учреждений образования района дали ученики и педагогический коллектив средней общеобразовательной школы №1 г. Туров. Вместе с тем, продемонстрировали, как выполняли Программу малых грантов ПРООН/ГЭФ, раскрыли основные аспекты управленческой деятельности по выполнению требований Директивы №3 Президента Республики Беларусь «Экономия и бережливость — главные факторы экономической безопасности страны». Интерес к данному мероприятию проявил и Александр Левченко, координатор проектов “Малые гранты ООН и Глобального экологического Фонда”, а также реализаторы подобных проектов на Столинщине.


…Уже в фойе школы гостей приветствовали умницы Берегоша и Вольтик. Здесь же работала выставка поделок из бросовых материалов, новинок научно-методической литературы, дидактических пособий и творческих работ учащихся. Продолжилось мероприятие открытыми уроками белорусского языка, математики, русского языка и интегрированного урока по географии и истории Беларуси. Мне выпала возможность поприсутствовать на уроке математики, где ученики 9 класса и учитель математики В.А. Струк на деле доказывали, сколько экономит энергосберегающая лампочка, сколько топлива расходует котельная и др. Признаюсь, было интересно посмотреть, какая реальная экономия может получиться при хозяйском подходе к использованию топливно-энергетических ресурсов, ведь, увы, в реальной жизни об этом практически не задумываешься.


После в Туровском городском Доме культуры тема актуальности проблем экономного и бережливого подхода к использованию производственных и природных ресурсов зазвучала еще громче. Отдел образования, средняя школа №1 и детский сад г. Турова рассказали и показали, как в учреждениях образования поставлена эта работа и как ведется реализация Программы развития ООН и Глобального экологического Фонда.


В начале мероприятия заместитель начальника отдела образования Геннадий Боровский рассказал о том, как в целом налажена работа в отделе образования по выполнению требований Директивы Президента Республики Беларусь №3 от 14 июня 2007 г. «Экономия и бережливость — главные факторы экономической безопасности страны».


В отделе создана комиссия, разработано и утверждено положение по контролю экономии и рационального использования топливно-энергетических и материальных ресурсов. Были сделаны и конкретные дела. Это, прежде всего, замена энергоемкого оборудования. Только с момента действия Директивы была проведена замена 9 котлов на более эффективные (экономический эффект составил 68 тонн условного топлива, а в денежном выражении это более 27 миллионов рублей). Также заменены электрические насосы на более экономичные, энергоемкие холодильники — на бытовые, светильники с энергозатратными лампами — на энергосберегающие. Все это также принесло ощутимую экономию.


Также за счет спонсорской помощи в Туровском детском саду установлены солнечные батареи, которые обеспечивают подачу горячей воды на пищеблок.


А совместно с Туровским городским и Вересницким сельским Советами были разработаны и представлены два проектных предложения для привлечения средств по программе малых грантов Глобального экологического Фонда с целью внедрения энергосберегающих технологий в учебно-воспитательных учреждениях Турова и Запесочской базовой школе. Проекты предусматривали замену в учреждениях образования Турова ламп накаливания на энергосберегающие светильники, оконных и дверных блоков в Туровском Доме творчества, водогрейного котла с низким КПД на более эффективный. Но и это не все. Очень важная часть работы — образовательный процесс учащихся, организация научно-исследовательской деятельности и просветительская, методическая работа с педагогическими кадрами и родителями.


А поскольку первая школа Турова является опорной в реализации данного проекта, то и главный «удар», в хорошем смысле слова, она взяла на себя: с помощью теории и на примерах показала присутствующим в зале гостям, что слова «энергосбережение» и «экономия» не пустые звуки.


— В настоящее время и учителя, и ученики нашей школы вовлечены в одно общее дело — учимся экономить и учим экономить при этом других, — отметила со сцены Тамара Владимировна Шруб, заместитель директора по воспитательной работе средней общеобразовательной школы №1 г. Турова. — Так как один из важнейших видов деятельности учащихся —учебная, возможности ее использования в формировании навыков энергопользования достаточно велики… Учебные занятия не ограничиваются рамками урока. Это могут быть занятия факультатива, кружка или внеклассное мероприятие…


В этом направлении школа работает с 2007 года, именно тогда была определена значимость проблемы энерго- и ресурсосбережения для учреждения образования. Проанализировав возможности и потребности школы, педколлектив разработал комплексно-целевую программу «Экономия и бережливость» на 2007-2010 годы. В ходе ее реализации был создан учебно-методический комплекс, а также выполнен ряд технических мероприятий (замена светильников, установка приборов учета и регулирования тепловой энергии, ремонт теплотрассы, замена окон на стеклопакеты, замена кровли крыши).


— В работу по сбережению включены все от мала до велика: родители и персонал школы, учителя и ученики, — акцентировала внимание заместитель директора по воспитательной работе. — Стараемся многое сделать своими силами: отделочные работы внутри помещений, благоустройство территории, обновление школьной мебели, сбор макулатуры в виде старых газет, книг, упаковочной бумаги, сбор металлолома. Это радует, создает хорошее настроение. В итоге, мы еще и экономим государственные средства. А значит, помогаем выполнять государственную программу экономии и бережливости.


Работа по пропаганде энергосбережения — одно из основных направлений воспитательной работы в школе. И она направлена не только на учащихся, но и на родителей, других членов общества. Доброй традицией стало проведение конкурсов и акций «Самый бережливый и уютный класс», «Будь бережливым», «Моя школа — моя забота», «Чистый двор школы», «Теплая школа», «Помоги учебнику», «Школьная мебель», «Посади дерево». В шестой день занятости для ребят в рамках кружковой и внеклассной работы для учащихся начальных классов, среднего звена создана творческая мастерская «вторая жизнь полезных вещей». Некоторые такие экспонаты были выставлены в фойе школы.


Ярким примером многоплановой работы школы по экономии, бережливости и рациональному использованию энергоресурсов является исследовательская работа старшеклассников «Энергосбережение в быту». Одним из направлений проекта было создание солнечной кухни, которая в наших условиях позволяет улавливать солнечные лучи и превращать их в тепловую энергию. На практике оказалось, что воронкообразная кухня наиболее эффективна. Такой вид деятельности позволяет пополнить информационную базу, учит школьников использовать современные технические средства, стимулирует познавательный процесс.


Но формирование бережного отношения к использованию энергоресурсов начинается уже с дошкольного и младшего школьного возраста. Поэтому СОШ №1 г. Турова большое значение придает сотрудничеству с детским садом «Петушок». И о том, что детсадовцы об экономии знают не понаслышке, присутствующие в зале гости убедились воочию. На сцене малыши разыграли настоящую драму из жизни трех поросят, которые пренебрегли мерами безопасности и едва не учинили пожар. Это их выступление очень растрогало публику. Но на этом сюрпризы не закончились. Воспитанницы «Петушка» представили целую коллекцию моделей, созданных из бросовых материалов (пакетов из-под молока, подарочной упаковки, оберток из-под конфет и др.). Поверьте, было красиво! И было заметно старание и дошколят, и их педагогов. Потрудились на совесть!


Не менее убедительным и, конечно же, заслуживающим похвалы было и выступление ребятишек из первой Туровской школы. Но все же главное в обоих случаях было то, что убедили и детсадовцы, и школьники, что нужно потуже закрыть кран, чтоб с каплями не убегала драгоценная водица; не следует лишний раз жечь электричество и газ; пластиковые бутылки лучше выбросить в специальный контейнер, а макулатуру — сдать на переработку. Думаю, это важно. Ведь не пустым звуком стало выполнение Программы малых грантов ПРООН/ГЭФ: сами научились быть рачительными хозяевами и другим хороший пример показали.


По достоинству оценила увиденное и начальник отдела образования райисполкома Анна Лукашевич. А Александр Левченко, в свою очередь, вкратце рассказал, какие проекты реализуются в нашей стране, призвал всех руководителей учреждений образования разрабатывать свои проекты и стать участниками данной программы. Вполне возможно, что кто-то и откликнется. Предложение полезное и нужное всем нам.


С. СЕРГЕЕВА.


Ребята подсчитали, что…


*1 тонна макулатуры сохраняет 17 взрослых деревьев, экономит 240 литров горючего, 4000 кВт/ч электроэнергии.


*Если сдать все прочитанные газеты на вторичную переработку, то в парке сохранится 809 деревьев. И это только один номер газеты! А если сдать в макулатуру все газеты, выписываемые жителями города Турова, то получится 6 тонн 690 килограммов отличного сырья для вторичной переработки. Это еще 102 дерева, 1608 литров горючего, 26800 кВт/ч электроэнергии.


*Годовой сбор макулатуры от газет, издаваемых в Республике Беларусь, поможет сохранить 28285518 деревьев, примерно 400 куб. метров горючего.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.