Защитим детство – защитим наше будущее

В последние годы в Республике Беларусь усиливаются позитивные тенденции в области государственной защиты детей. Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» направлен на выполнение следующих задач: обеспечение защиты прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях; повышение ответственности родителей, не выполняющих обязанности по воспитанию и содержанию своих детей.


На начало 2010 года в районе зарегистрировано 52 семьи, находящиеся в социально опасном положении, в которых проживает 105 детей, 7 семей, у которых отобраны дети. За 2 месяца 2010 года за нарушение Декрета №18 к административной ответственности привлечено 12 обязанных лиц.


Практика показывает, что основными причинами социально опасного положения семей является семейное неблагополучие, из-за которого родители не обеспечивают надлежащего воспитания детей, антиобщественным поведением и образом жизни отрицательно влияют на них, жестоко с ними обращаются.


Декретом Президента Республики Беларусь от 5 мая 2009 года №5 (далее — Декрет №5) были внесены изменения и дополнения в Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», которые вступили в силу 18 мая 2009 года и существенно ужесточили требования к лицам, лишенным родительских прав.


В документе содержится ряд новаций. Так, в случае необходимости трудоустройства обязанного лица, освободившегося из лечебно-трудового профилактория или из мест лишения свободы, администрация ЛТП или учреждения уголовно-исполнительной системы МВД за три месяца до истечения срока его пребывания (освобождения) информирует об этом суд по месту постоянного проживания нерадивого родителя, орган внутренних дел и орган по труду, занятости и соцзащите, а также направляет в суд исполнительный документ в день освобождения обязанного лица.


Контроль за ежедневной явкой обязанных лиц на работу осуществляют наниматели совместно с органами внутренних дел и органами по труду, занятости и соцзащите. В новом положении указывается, что организация, в которой работают горе-родители, должны ежемесячно представлять в органы внутренних дел, органы по труду, занятости и соцзащите информацию об учете рабочего времени обязанных лиц, о нарушениях ими трудовой дисциплины, в том числе повлекших уменьшение их зарплаты. Раньше такое информирование не было нормативно закреплено.


В то же время целью стимулирования обязанных лиц, недопущения случаев уклонения от возмещения расходов по содержанию детей, а также при условии необходимости дифференцировано подходить к вопросу привлечения к ответственности обязанных лиц с учетом характера и степени опасности совершенного ими деяния по уклонению от возмещения расходов по содержанию детей. Декретом предусмотрены меры по совершенствованию привлечения к ответственности обязанных лиц:


* вводится административная ответственность за виновные действия (бездействие, выразившиеся в уклонении от трудоустройства по судебному постановлению о трудоустройстве, повлекшие за собой неисполнение или неполное исполнение ежемесячных обязательств по возмещению расходов по содержанию детей (административный арест с обязательным привлечением к труду);


* исходя из сложившейся практической ситуации, когда обязанные лица систематически совершают прогулы либо иным образом нарушают трудовую дисциплину, Декрет расширяет возможности направления обязанных лиц, систематически нарушающих трудовую дисциплину по причине употребления алкогольных напитков, наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, в лечебно-трудовые профилактории.


Для повышения эффективности раннего выявления семейного неблагополучия и обеспечения своевременной организации профилактической работы с родителями, допускающими совершение отдельных правонарушений, на органы, наложившие административное взыскание за такие правонарушения, Декретом возложена обязанность информирования об этом органов опеки и попечительства.


Декрет уточнил категорию лиц, которые вправе претендовать на уменьшение размера расходов по содержанию детей либо освобождения от уплаты задолженности по возмещению таких расходов. Одновременно изменена процедура обращения в суд за таким уменьшением или освобождением. Так, Декрет установил, что в суд вправе обратиться взыскатель расходов по содержанию детей или само обязанное лицо.


Декретом предоставлено право органам внутренних дел применить в случае розыска обязанного лица административное задержание на срок не свыше семидесяти двух часов (было не свыше трех часов) для установления личности и принятия мер по доставке в органы государственной службы занятости.


Нормы Декрета №5 возлагают определенные обязанности и на работодателей таких лиц.


Прием на работу обязанного лица, в отношении которого вынесено судебное постановление о трудоустройстве, осуществляется на основании направления органа по труду, занятости и социальной защите. При этом не допускается отказ нанимателей в приеме на работу обязанных лиц, направляемых органами по труду, занятости и социальной защите, а также отказ обязанных лиц от выполнения работы.


В то же время обязанные лица, трудоустроенные по судебному постановлению о трудоустройстве, имеют право на основной трудовой отпуск продолжительностью семь календарных дней, социальные отпуска по беременности и родам и по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Иные трудовые и социальные отпуска, предусмотренные законодательством о труде, обязанным лицам не предоставляются. Если же лица трудоустроились самостоятельно, но они обязаны возмещать расходы по содержанию детей, ограничения по продолжительности трудового отпуска на них не распространяются.


На нанимателей совместно с органами внутренних дел и органами по труду, занятости и социальной защите возложен контроль за ежедневной явкой обязанных лиц на работу.


Кроме того, организации, в которых работают обязанные лица, должны:


постоянно информировать органы внутренних дел и органы по труду, занятости и социальной защите о неявке обязанных лиц на работу;


ежемесячно предоставлять в органы внутренних дел, органы по труду, занятости и социальной защите информацию об учете рабочего времени обязанных лиц, о нарушении трудовой дисциплины обязанными лицами, в т.ч. повлекших уменьшение их заработной платы (табеля учета рабочего времени, приказы об отстранении от выполнения работы и иные документы, подтверждающие факты нарушения трудовой дисциплины).


Увольнение обязанного лица до полного возмещения расходов по содержанию детей возможно только по следующим основаниям:


1) ликвидация организации, прекращение деятельности индивидуального предпринимателя (п.1 ст.42 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее —ТК), кроме сокращения численности или штата работников);


2) несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, препятствующее продолжению данной работы (п.2 ст. 42 ТК);


3) совершение по месту работы хищения имущества нанимателя, установленного вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания (п. 8 ст. 42 ТК);


4) призыв работника на военную службу (п.1 ст. 44 ТК);


5) восстановление на работе работника, ранее выполнявшего эту работу (п.2 ст. 44 ТК);


6) вступление в законную силу приговора суда, которым работник осужден к наказанию, исключающему продолжение работы, или судебного постановления о трудоустройстве работника, обязанного возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении (п.5 ст. 44 ТК);


7) смерть работника, признание его судом безвестно отсутствующим или объявление умершим, смерть нанимателя-физического лица (п.6 ст. 44 ТК);


8) совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные и материальные ценности, если эти действия являются основанием для утраты доверия к нему со стороны нанимателя (п. 2 ст. 47 ТК);


9) направление работника по постановлению суда в лечебно-трудовой профилакторий (п.4 ст.47 ТК).


При увольнении обязанного лица по основаниям, предусмотренным в п.1, 2, 8 ст. 42, п. 2 ст.44, п. 2 ст. 47 ТК, наниматель в день его увольнения направляет об этом информацию:


* в орган по труду, занятости и социальной защите и орган внутренних дел (если обязанное лицо работало на основании судебного постановления о трудоустройстве) для обеспечения трудоустройства обязанного лица на новое место работы в соответствии с настоящим пунктом;


* взыскателю расходов по содержанию детей (если обязанное лицо на день увольнения добровольно возмещало такие расходы) для обращения в суд с заявлением о взыскании с обязанного лица расходов по содержанию детей и его трудоустройстве в порядке, установленном в п. 9 и 13 декрета №5.


Государство постоянно принимает всевозможные меры, направленные на совершенствование законодательства по обеспечению защиты прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях; повышение ответственности родителей, не выполняющих обязанностей по воспитанию и содержанию своих детей.


В. ЧУГУНОВ, заместитель прокурора.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.