Поддержать мобильные группы населения с помощью пандуса и поручня

О выполнении «Государственной программой о безбарьерной среде жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2007–2010 г.г.» наш корреспондент расспросил заместителя начальника управления по труду, занятости и социальной защите райисполкома В.Н. ГУЛЮТУ.


— Владимир Николаевич, еще совсем недавно в нашем обиходе появилось понятие безбарьерная среда…


 — Безбарьерная среда — этот термин применяется к элементам окружающей среды, в которую могут свободно заходить, попадать и которую могут использовать люди с физическими, сенсорными или интеллектуальными нарушениями. Первоначально это выражение использовалось для описания зданий и компонентов, которыми могли пользоваться люди, пользующиеся инвалидными колясками. Однако впоследствии в определение были включены стандарты, которые подходили людям с другими видами инвалидности. В широком смысле безбарьерный, или доступный, дизайн — это дизайн, который создает наиболее легкие и безопасные условия для наибольшего числа людей и способствует их независимому образу жизни.


— То есть, речь идет об оказании помощи инвалидам?


— В соответствии с нормативными документами к маломобильным группам населения относятся: инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующих кресла-коляски); инвалиды с нарушением зрения и слуха; лица преклонного возраста (60 лет и старше); временно нетрудоспособные; беременные женщины; люди с детскими колясками; дети дошкольного возраста.


Как видим, к маломобильным группам населения, помимо инвалидов, относится еще большое количество социальных групп. Хотя, как еще неоднократно мы будем подчеркивать дальше, все, что делается удобным для инвалидов, будет крайне удобным и для всех остальных граждан, даже если они не имеют физических ограничений.


— Создание в Беларуси безбарьерной среды для маломобильных групп населения предусмотрено «Государственной программой о безбарьерной среде жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2007–2010 гг.». На момент принятия программы около двух с половиной миллионов белорусов, а это четверть населения страны, были признаны маломобильными….


 — Да, это так. Наличие в обществе физически ослабленных лиц, к которым относятся инвалиды, а также лица с ограниченными возможностями передвижения (пожилые граждане, беременные женщины, дети дошкольного возраста, взрослые с детьми на руках или в колясках, люди с временным нарушением здоровья), обуславливает возрастание требований к созданию необходимых условий для свободного их перемещения в окружающей среде, независимого проживания, что на современном этапе является одной из важнейших государственных задач. К сожалению, для инвалидов и физически ослабленных лиц современная антропогенная среда неудобна, она сдерживает их подвижность, многим не позволяет покидать жилище весь год либо в осеннее-зимний период. Территории городов и сельских населённых пунктов республики не приспособлены к потребностям не только инвалидов, но и других групп, физически ослабленных лиц.


— Состояние формирования доступной для инвалидов и других категорий физически ослабленных лиц среды жизнедеятельности обусловило необходимость разработки Государственной программы, ряд правовых актов. А скольких людей они прежде всего касаются в нашем районе?


 — Во исполнение Государственной программы о безбарьерной среде решением районного исполнительного комитета №1505 от 29 октября 2007 года утверждены районные мероприятия по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2007-2010 годы. В нашем районе проживает 40300 человек, из них к категории физически ослабленных лиц относится более 13500 граждан, что составляет 33,5 % от общей численности населения района. В том числе 11931 — лица старше 55-ти лет (женщины) и 60-ти лет (мужчины), 261 — беременная женщина, 1226 детей в возрасте до 3-х лет, из которых 454 ребёнка в возрасте до одного года. Особую группу в структуре населения представляют инвалиды. По состоянию на 1 июня 2010 года в банке данных органов управления по труду, занятости и социальной защите райисполкома численность инвалидов составила 2475 человек или 6,15 % в общей численности населения района. В том числе инвалидов I группы — 349, II группы — 1191, III группы — 764, 171 ребенок-инвалид в возрасте до 18 лет. На учёте состоит 139 инвалидов — колясочников, из них проживает в городе Житковичи — 52, в городе Турове — 9 и в сельских населённых пунктах 68 человек.


Следует отметить, что период действия государственной программы управлением по труду, занятости и социальной защите райисполкома, подготовлено и организовано проведение 4-х заседаний рабочей группы под председательством заместителей председателя райисполкома Быстренко В.А. и Рогалевича В.М. На заседаниях заслушивалась информация и отчеты начальников отделов райисполкома, руководителей районных служб, председателей горсельисплокомов о проведении инвентаризации зданий и сооружений объектов социальной и иной инфраструктуры, о ходе выполнения мероприятий районной программы, рассматривались финансовые вопросы, а также намечались дополнительные мероприятия по безбарьерной среде, не предусмотренные программой, но требующие решения. Вопросы по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов и физически ослабленных лиц обсуждались с председателями районных организаций ОО «БелТИЗ» и ОО «БелОИ» Яремич Н.И. и Сабодаш Л.И, на собрании с представителями первичной организации ОО «БелАПДИ и МИ» (председатель Страх Е.В.), руководители общественных организаций высказали ряд предложений и замечаний о необходимости реконструкции тротуаров отдельных улиц г. Житковичи и г. Турова, несоответствия стандартам отдельных пандусов на объектах социальной сферы.


 — Какие моменты наиболее всего криковались?


— Особенно много нареканий по строительству пандуса к зданию городской поликлиники. Многие частные магазины не имеют элементов безбарьерной среды. Проектирование элементов безбарьерной среды и их строительство ведётся без учёта мнения общественных организаций. И с этими доводами нельзя не согласится. Все замечания рассмотрены на заседании рабочей группы и принято решение впредь совместно с районными общественными организациями инвалидов анализировать и рассматривать вопросы по созданию условий безбарьерной среды. Сегодня можно сказать, что создан практически полный реестр зданий и сооружений, подлежащих инвентаризации. Всего по району подлежал инвентаризации 751 объект. По состоянию на 01.06.2010 года проведена инвентаризация 91,6%. В целом по району из 751 объекта 518 или 68,9% можно считать приспособленными к доступу физически ослабленных лиц.


 — Как обстоят дела на территории сельских Советов?


— Уровень наличия объектов социальной и другой инфраструктуры, приспособленных к доступу инвалидов и других категорий физически ослабленных лиц примерно одинаков во всех Советах. Ниже среднерайонного показателя ( 68,9% ) только по г. Житковичи — 63,6% и Червоненском сельском Совете — 60,2 %. Это обусловлено прежде всего большим количеством социальных объектов и годами постройки зданий и сооружений. Здания, построенные до 1970 года оказались более приспособленными для доступа физически ослабленных лиц, чем постройки 70-х и далее лет. Вообще, анализ показывает, что в 2007 году в районе из запланированных 13-ти объектов выполнено 9, в 2008 году из 9 объектов выполнено 4, в 2009 году из 8 объектов выполнено 3, в 2010 год из плановых 9 выполнено 5 и 9 объектов 2007-2009гг. С учётом того, что решением исполкома от 21.12.2009 года № 1699 скорректированы сроки выполнения, невыполненных в 2007 — 2009 годах районных мероприятий, в текущем году осталось выполнить работы на 10-ти объектах из 22: центральная аптека №90 (объект 2007 года); СОШ №З г. Житковичи (объект 2009 года); СОШ №1 и №2 г.Туров; магазин «Универсам» г. Туров (объект 2010 года); магазин №19 г. Житковичи (объект 2009 года); СДК д.Ленин (объект 2010 года); баня г. Житковичи и баня г. Туров (объекты 2008 года); г. Житковичи, ул. Социалистическая д.16 (объект 2009 года).


Руководителям отделов райисполкома и районных служб необходимо принять все организационно-практические меры и не позднее 01.09.2010 года завершить мероприятия по их выполнению.


— А как обстоит дело с финансированием районной и отраслевой программ?


— На финансирование объектов районной программы с начала её реализации фактически выделено средств из местного бюджета 65,7 миллиона рублей, освоено из которых 48,7 миллиона рублей, а также собственных средств учреждений и организаций 47,6 миллиона рублей, освоено из которых 34,6 миллиона рублей. Из иных источников финансирования выделено и освоено 2,5 миллиона рублей. В текущем году выделено на завершение мероприятий из местного бюджета 27,5 миллиона рублей, из которых освоено на сегодняшний день 10,5 миллионов рублей. Запланировано собственных средств (Житковичского РайПО, УЗ «Житковичская ЦРБ) 14,6 миллиона рублей, из которых освоено 1,6 миллиона рублей.


В период с ноября 2007 года по май 2010 года отделами райисполкома и районными службами выполнены мероприятия, направленные на создание безбарьерной среды на 30 объектах по отраслевому принципу. Проведена реконструкция зданий и сооружений образования, здравоохранения, торговли и других объектов социальной инфоструктуры в целях оборудования их пандусами, поручнями, расширения входных дверных блоков, благоустройства территорий и проведения иных мероприятий. На эти цели было направлено из местного бюджета 69,4 миллиона рублей (освоено 65,4 миллиона рублей), собственных средств выделено и освоено 60,0 миллиона рублей.


— А как в целом можно оценить выполнение программы в районе?


— Результат анализа принимаемых мер по выполнению программы о безбарьерной среде показывает, что в районе ведется планомерная работа по реализации намеченных мероприятий создания безбарьерной среды жизнедеятельности для физически ослабленных лиц.


— Однако есть и проблемы?


— Да, есть. Они указывают на выполнение положения Закона «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь», принятого в 1991 году, которым предусмотрена обязанность республиканских и местных органов государственного управления, иных организаций обеспечивать инвалидам (эти люди в первую очередь относятся к категории физически ослабленных лиц) необходимые условия для свободного доступа к объектам социальной инфраструктуры, жилым, общественным, производственным зданиям и сооружениям, беспрепятственного пользования общественным транспортом и транспортными коммуникациями, средствами связи и информации, местами отдыха и досуга. И этим же Законом предусмотрено, что проектирование и застройка населенных пунктов, формирование жилых районов, разработка проектных решений, строительство и реконструкция зданий, сооружений без приспособления этих объектов для доступа и использования инвалидами не допускается. При проектировании территорий, зданий и сооружений не менее важен учет требований инвалидов с нарушениями органов зрения и слуха. Для них особое значение приобретают система дополнительных контрастных сочетаний цвета и фактуры, материалов, звуковых сигналов, специальных направляющих и предупреждающих устройств, дополнительной визуальной и световой информации.


Иными словами, вопросы создания безбарьерной среды для физически ослабленных лиц должны решаться на стадии подготовки проектной документации с учётом мнения общественных организаций инвалидов.


 — Согласитесь, проблема приспособления архитектурной среды к требованиям инвалидов, престарелых, больных, травмированных и других лиц с ограниченными возможностями здоровья многоаспектна. Все они испытывают дискомфорт в современной среде, не учитывающей их требования, созданной для практически здоровых людей. Однако причины этого дискомфорта различны. И, наверное, общество должно быстрее заботиться об этих людях…


— Да, согласен с этим. Выполнение же госпрограммы значительно улучшит жизнь для маломобильной группы населения.


— Спасибо, Владимир Николаевич, за подробное интервью.


Подготовил Д.ИВАНОВ.


Наша справка Анализ сделанного в разрезе отраслей: ЗДРАВООХРАНЕНИЕ: Из 4-х запланированных объектов ЦРБ — сделано 3, строительство пандуса на поликлинике г. Житковичи в стадии завершения, вне мероприятий на Семенчанском и Вересницком ФАПах сделаны пандусы. Центральная аптека № 90 — 1 объект. Планируется выполнить в III квартале текущего года. ОБРАЗОВАНИЕ: Всего по программе 6 объектов, из них на сегодняшний день 3 — выполнено. СШ№З г.Житковичи, СШ№1 и №2 г.Туров — запланировано 10 миллионов рублей на текущий год. На 8-ми обьктах выполнены мероприятия вне программы. (49 миллионов рублей). КУЛЬТУРА: Из 6-ти запланированных объектов выполнены работы на 5-ти. СДК д. Ленин (в плане 2010 года (агрогородок), На 2-х объектах выполнены мероприятия вне программы. (5,5 миллиона рублей). ТОРГОВЛЯ И ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ: Из 9-ти запланированных объектов, 7 — выполнено. Магазин «Универсам» г. Туров и магазин №19 г. Житковичи — запланировано 13 миллионов рублей на текущий год. На 13-ти обьктах выполнены мероприятия вне программы, на которые направлено 60 миллионов рублей собственных средств. ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО: Всего по программе 11 объектов, из них на сегодняшний день 8 — выполнено. Баня г.Житковичи и баня г.Туров, дом №.16 по ул. Социалистической г. Житковичи — запланировано 13 миллионов рублей на текущий год. На 4-х объектах выполнены мероприятия вне программы, на которые направлено 8,4 миллионов рублей собственных средств.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.