ПРАВДУ РАССКАЖУТ… КОСТИ

Один из моих знакомых как-то в разговоре, после посещения Турова, заметил, что в местный музей, мол, нечего ходить. И там нет ничего интересного, экспозиция старая, давно виденная. Зная, что он несколько интересуется историей, я спросил: а ты видел, какая богатая там коллекция костей? Ответ был неожиданным: а разве там она есть?


Вот и выходит, что «приевшееся» мы совершенно не знаем. Как, вероятно, до конца и историю свою не жалуем. Поразмыслив, я и сам решил повторно посетить наш музей, чтобы уточнить, а что там есть самое древнее? И выяснил многое. И прежде всего те же изделия из кости.


С древнейших времен изделия из кости находили широкое применение в быту человека. Из кости делали орудия труда, рыболовные снасти, детали вооружений, ювелирные украшения и галантерейные изделия. Многие предметы украшались резьбой и гравировкой или скульптурно обрабатывались. Ученые считают, что зарождение пластического искусства непосредственно связано с обработкой кости. Об этом свидетельствует происхождение слова «кести». Так в Древнем Египте называли всех скульпторов, независимо от того, с какими материалами они работали. Само же слово «кести» означало резчик по кости.


Искусством обработки кости в совершенстве владели и мастера древнего Турова. В этом я убедился в этот день.


Директор краеведческого музея Е.А. Байковская не скрывала своего удивления моим необычным интересом, но с удовольствием предложила мне повнимательней познакомиться с имеющимся «на балансе» уникальным богатством.


Да, увиденное действительно совершенно уникально! Очень широко представлены в экспозиции изделия средневековых мастеров-косторезов Туровщины. Все экспонаты датируются Х—ХIII cтолетиями, и были найдены на Замковой горе известным в нашей стране и за ее межами археологом, профессором П.Ф. Лысенко.


Большой интерес у меня вызвал ритуальный топор с изображение спирали — орудие жертвоприношений и неотъемлемый символ власти мрачных средневековых жрецов.


Нельзя не обратить внимание на гладкие, искусно округленные пасхальные яйца и изящно выточенную из кости ложку, украшенную странным изображением лица — то ли человека, то ли демона. Поистине редкой находкой является втульчатый трехгранный наконечник, когда-то входивший в состав стрелы и лишивший жизни по крайней мере одного средневекового воина.


Верования и суеверия средневековых охотников нашли свое отражение в коллекции костяных амулетов, оберегов, трофеев. Надолго привлек мое внимание хорошо сохранившийся костяной крестик, имеющий интересный и оригинальный дизайн. Кто его носил? Какие мысли были у этого человека? Чем он занимался… Это уже, к сожалению, не узнаешь — столько веков крестик и другие предметы пролежали в сырой белорусской земле. А еще в музее есть немало и других простых и таких загадочных предметов, которые привлекают внимание. Вот древний мастер сделал свирели из костей птиц. Интересны и изделия из костей гигантских средневековых рыб: проколки, иглы, острия, шило.


О высоком мастерстве обработки оленьего и лосиного рога и о широком применении в повседневности изделий из этого сырья свидетельствуют другие экспонаты коллекции: фрагмент гребня, порхлицы, рукояти, втулки, муфты, подшипники, вращающие жернова, декоративные и функциональные накладки. Многие костяные изделия украшены резным орнаментом, выполненным с высоким уровнем мастерства, тем самым доказывая, что Туров был крупным городом, в котором жили обеспеченные жители. И у них был спрос на эти предметы роскоши.


Интересен тот факт, и на это обратила мое внимание директор музея, что использовались кости только диких животных. И чтобы превратить первоначальное сырье в поделочный полуфабрикат (для производства шли берцовые, пястные и плюсневые кости), мастера-косторезы длительное время вываривали их в щелоке, чтобы обезжирить, а затем при помощи специального пресса расправляли в пластины. Затем при дальнейшей обработке мастера применяли различные технологии и приемы — пиление, строгание, обтесывание, рубку, обработке резцом. В процессе обработки использовали различные приспособления. К сожалению, археологические раскопки велись только на Замковой горе и в окрестностях г.Турова. Остальная территория Житковичского района до сих пор – археологическая загадка, и неизвестно какие тайны таятся у нас прямо под ногами (вспомним хотя бы о древних курганах, городищах болотного типа на реке Житковка в направлении Млынка и Кольно, в районе деревень Ветчин и Дяковичи, и других). А то, что уже найдено, в частности, изделия мастеров-косторезов – это всего лишь один из немногих аспектов нашей многогранной культуры, дающий богатейший материал для раскрытия истории, региона в целом, создавая обобщенные художественные образы быта и окружающей природы средневековых полешуков. И нам нужно научиться «читать» ее по-новому, через оставшиеся кости и камни.


Кстати, когда будете в очередной раз пахать огород, присмотритесь: а вдруг вам попадется что-то интересное, которое поможет разгадать еще одну загадку. С найденным поспешите в музей – там вам за находку скажут большое спасибо. А еще: посещая Туров и его довольно-таки неплохой музей, стоит все-таки более внимательно осматривать экспозицию. В ней немало интересного и познавательного. Это, впрочем, прежде всего для моего знакомого сказано…


Д. ИВАНОВ. Фото автора.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.