Пенсия: право выбора

Расскажите, пожалуйста, каков порядок назначения пенсии в соответствии с заключенным в 2006 году Договором между Беларусью и РФ?


Ольга Семеновна, житель района.


На вопрос отвечает начальник управления по труду, занятости и соцзащите райисполкома Н.Ф. МАКАРЕВИЧ:


— Пенсионное обеспечение граждан Республики Беларусь и граждан Российской Федерации, переселяющихся с территории одного государства на территорию другого, регулируется Соглашением о гарантиях прав граждан государства – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года и осуществляется по законодательству государства, на территории которого проживает гражданин, т.е. территориальному принципу. В целях урегулирования вопросов социального обеспечения был принят договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения, который был подписан 24.01.2006г. (далее – Договор).


В части пенсионного обеспечения Договор предусматривает назначение пенсии по принципу «пропорциональности» (статья 10 и пункт 1 статьи 23 Договора) и по принципу гражданства (пункт 2 статьи 23 Договора). На основании пункта 1 статьи 23 Договора за стаж работы, протекавший до 13 марта 1992 года на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает государство, на территории которого лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией. За стаж работы, протекавший на территории России или Беларуси после 13 марта 1992 года, пенсию назначает и выплачивает то государство, на территории которого стаж приобретен.


По желанию и на основании заявления граждан Республики Беларусь и Российской Федерации им может назначаться и выплачиваться пенсия согласно законодательству государства, гражданами которого они являются, без применения положений Договора. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит (пункт 2 статьи 23 Договора).


Таким образом, Договором гражданину предоставляется право выбора: назначить пенсию в соответствии с положениями Договора или по законодательству государства, гражданином которого он является, в зависимости от того, что ему более выгодно.


Федеральным Законом Российской Федерации от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривается, что в страховой стаж при назначении пенсии включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации застрахованными в системе обязательного пенсионного страхования, при условии, что за эти периоды производилась уплата страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации. Застрахованными в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, признаются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовому договору или договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору.


Законодательство Российской Федерации не рассматривает в качестве застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования работающих в России граждан Республики Беларусь, имеющих статус временно пребывающих на территории Российской Федерации.


В соответствии с Федеральным Законом от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» документом, подтверждающим постоянное проживание иностранного гражданина в Российской Федерации, является вид на жительство, выданный органом внутренних дел. Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, получившее разрешение на временное проживание в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина. Иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем ее получения, и получивший миграционную карту. Но не имеющий вида на жительство или разрешения на временное проживание. Является временно пребывающим. Уплата организациями за таких работников единого социального налога не является основанием для зачёта периода работы в этой организации в стаж работы для назначения пенсии. Соответственно их пенсионные права в Российской Федерации не формируются. Таким образом, граждане Республики Беларусь, работающие в Российской Федерации и имеющие статус временно пребывающих на ее территории, не рассматриваются по законодательству Российской Федерации в качестве застрахованных в системе социального (пенсионного) страхования и соответственно данный стаж не может быть учтен при назначении пенсии.


Подготовил В. НИКОЛАЕВ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.