Летопись школы

Школьное краеведение следует рассматривать сегодня не как предмет, а как основу, базу, которая позволяет школе конкретизировать воспитательную и образовательную работу с учащимися.


Школьное краеведение – всестороннее изучение учащимися под руководством учителя природных, социально-экономических и исторических условий родного края.


Школьное краеведение необходимо рассматривать как систему. Системный подход, наряду с педагогической эффективностью школьного краеведения, позволяет установить закономерные связи между его элементами, определить организационную структуру и методы его проведения. Схема, отражающая систему школьного краеведения.


Содержание, организационные формы и методы школьного краеведения определяются целями и задачами учебно-воспитательного процесса в школе, требованиями учебных программ, особенностями исторического прошлого, конкретными природными и социально-экономическими условиями родного края. Школьное краеведение как система в учебно-воспитательной работе проводится в плане географического, исторического, литературного, природоведческого краеведения и в других направлениях. Все эти направления, представляя собой части целого, являются основными структурными элементами общешкольного краеведения, тесно связаны между собой как по своему содержанию, так и по форме организации и методам проведения.


Конкретным проявлением связей между различными направлениями краеведческой работы является исторический подход, осуществляемый педагогом в изучении природных и социально-экономических условий родного края, его культуры, искусства, литературы, устного народного творчества.


Каждое из направлений школьного краеведения обусловлено конкретными задачами, стоящими перед тем или иным учебным предметом. Каждое направление имеет собственный объект изучения, представляя собой самостоятельную систему краеведческой работы в школе. Практически нельзя представить одно направление работы без другого.


Составными частями школьного краеведения является учебная программа и внеклассная краеведческая работа. Воспитывать и учить ребенка в отрыве от окружающей его действительности невозможно. Одна из задач нашего образовательного учреждения – знакомить детей с традициями, историей и культурой родного края. Для этого идет разработка содержания программы по краеведению.


В школьной практике внеклассное краеведение добровольное для учащихся занятие. Если учесть роль внеклассной краеведческой работы в практическом осуществлении краеведческого подхода в преподавании школьных дисциплин, то необходимость ее организации в каждой школе становится очевидной. Исходя из вышеуказанного, основная задача работы педагога заключается в том, чтобы активизировать внеурочную учебно-краеведческую работу как промежуточное звено учебного и внеклассного краеведения.


В нашей школе большое внимание уделяется изучению истории школы, жизненного и трудового пути ее работников и выпускников. Школа – это одно из самых замечательных времен жизни человека. Воспоминания о ней остаются самыми светлыми. История школы – это важный момент в краеведческой работе, через стены школы проходят тысячи людей, и каждый оставляет в ней свой след.


Работа по глубокому изучению истории школы началась в 2009 году, благодаря бывшему директору Елене Владимировне Птушко. Она стала и инициатором открытия Мемориального музея Николая Гамолки, известного писателя и выпускника школы. Елена Владимировна собрала ценный архивный материал. В 2009 году по ее инициативе отмечалась юбилейная дата в истории школы.


Ребята из кружка “Юные краеведы” под руководством Т.В. Косинской заинтересовались историей развития образования в районе в целом. На протяжении 2010/2011 учебного года учащиеся собирали материалы, используя следующие источники: книгу “Память”, буклеты с основными моментами истории и современности города Житковичи и района, статьи, посвященные развитию образования в городе и районе, газету “Новае Палессе”, данные школьного архива и архива отдела образования города Житковичи, живые разговоры и встречи с бывшими выпускниками и работниками школы, экскурсии по городу с целью посещения места, где были расположены здания школ в довоенный и послевоенный периоды. Из полученной информации ребята сделали следующие выводы.


В середине 19 века на Житковщине, как и в других регионах Гомельщины, все еще была массовая неграмотность среди населения, большая часть которого состояла из крестьян. Во многих деревнях грамотных людей в то время можно было пересчитать по пальцам. Развитие же капитализма и культуры среди широких масс населения требовало распространения грамотности среди широких масс крестьянства. Основной формой овладения грамотой являлись школы. Одним из результатов реформ, проводившихся на территории Российской империи в 19 веке, стало расширение сетки образовательных учреждений и на территории западных губерний, а точнее, на белорусских землях. Так, на территории современного Житковичского района в 1842 году появилась первая сельская приходская школа в Турове. В 1863 году в п. Ленин было открыто народное училище.


В Житковичах в 1877 году была открыта церковно-приходская школа, которая размещалась в казенном доме с количеством учащихся 22 человека: 21 мальчик и 1 девочка. В начале 20 века известно о существовании в Житковичах народного училища: “В “Ведомости о земских училищах Мозырского уезда за 1910 год” отмечено, что Житковичское народное училище размещается в частном здании, в нем обучается 143 ученика, из них 123 мальчика и 20 девочек”.


Существует предположение, что история Туровской средней школы №2 начинается с 1567 года, когда Туров принадлежал князьям Острожским.


На территории района в конце 19 — начале 20 века действовали следующие виды школ: — церковно-приходские; — сельские приходские; — народные училища; — школы грамотности.


Народные училища на территории Житковщины начали появляться в середине 19 века. Они представляли собой тип светской начальной школы, которая была создана для детей крестьян и лиц других низших сословий. В своей деятельности оно использовало “Положение о народных училищах”, которое было принято 14 июля 1864 года.


Но оставались и селения, остающиеся вне школьных районов: х. Бронислав, х. Лагвощи, х. Белое.


Предметы преподавания в народных училищах: 1) закон Божий; 2) русский язык, чтение и письмо; 3) славянский язык, чтение; 4) арифметика; 5) пение.


После введения земств на территории Беларуси появляются земские школы, а после Октябрьской революции 1917 года в народном образовании происходят значительные изменения. Появился новый тип начальной школы – так называемая трудовая школа 1-й степени. Школы вышли из-под опеки церкви. Такие школы появлялись по всему району в современных границах. В первые годы Советской власти на территории Житковщины были открыты и общеобразовательные школы более высокого разряда – семилетки. На 1923 год они действовали в Житковичах, Люденевичах и Турове. Интерес к образованию появился в 1920-х годах во времена борьбы с безграмотностью. Для ликвидации неграмотности были созданы специальные пункты. В районе их насчитывалось около 30, обучающихся около 600 человек. В период первой и второй мировых, гражданской войн школы, как правило, прекращали свою деятельность. После окончания Великой Отечественной войны страна поднималась с «колен», из разрухи и голода, стали восстанавливать школы. Образование на территории района в последующие годы продолжало развиваться, изменялось территориально-административное деление, расширялась школьная сеть, образование подвергалось реформам.


Одной из таких школ была и наша средняя школа №1 г. Житковичи.


История школы начинается с 1925 года, но в разное время школа меняла свои названия и место расположения. Все начиналось с Житковичской белорусской средней школы, которая размещалась в трехэтажном кирпичном здании. Здание школы находилось по улице Советской (недалеко от военкомата). Директором школы был Г.Н. Прищепов, первый выпуск школа сделала в 1935-1936 учебном году, из стен школы вышли 14 десятиклассников. В то же время в Житковичах было еще две школы: еврейская семилетняя и русская семилетняя железнодорожная. В июле 1944 года при отступлении фашистские захватчики взорвали здание школы. После этого Житковичская белорусская средняя школа перешла в 2 деревянные здания, два из которых размещались в городском парке и третье на месте нынешнего здания районного узла почтовой связи, и располагалось до 1959 года. А после постройки старого корпуса нынешней средней общеобразовательной школы №2 города Житковичи она заняла данный корпус, получив название Житковичской средней школы №1.


Одновременно с Житковичской белорусской средней школой в городе Житковичи в районе Бережья с 1944 года функционирует Житковичская семилетняя школа. Первый выпуск школа сделала в 1951 году. Затем она была реорганизована в восьмилетнюю школу №3, первый выпуск которой был в 1960-1961 учебном году.


1 сентября 1969 года Житковичская средняя школа №1 перешла в новое нынешнее здание.


В 2010 году состоялось торжественное открытие мемориального музея Николая Гамолки, писателя, выпускника нашей школы.


Изучение истории образования и развития каждой школы, жизненного и трудового пути ее работников и выпускников важный момент в краеведческой работе учреждений образования.


Т. КОСИНСКАЯ, учитель истории СШ №1 г. Житковичи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.