Учимся мыслить экономически

351Традиционную ежеквартальную конференцию председатель облисполкома Владимир ДВОРНИК начал с оптимистичного заявления: Гомельщина развивается уверенно, все отрасли прибавляют. Хотя, конечно, хотелось бы, чтобы движение вперед было более активным, а успехи весомее. Для этого порой не хватает, казалось бы, элементарного — умения руководителей мыслить экономическими категориями.

Наведем порядок

— Республиканские «Дожинки» в этом году принимает Жлобин. Как изменится город, много ли новых объектов появится?

— Жлобин не обделен объектами инфраструктуры — там есть все, что необходимо для нормальной жизни. Сейчас главная задача — сделать город по-настоящему комфортным. Чтобы привести его в порядок, закончить строительство ряда объектов социального назначения, понадобится около триллиона рублей. Основная часть средств на подготовку к празднику будет выделена из областного бюджета.

К республиканскому фестивалю-ярмарке «Дожинки-2013» появятся, в частности, новая гостиница на 114 мест, детский сад, в другое здание переедет краеведческий музей, о чем давно просят жлобинчане. Приведем в порядок дороги, фасады домов, зоны отдыха, изгороди.

— Ждать ли жлобинчанам набережную?

— Пока нет. Сначала нужно завершить строительство набережных в Гомеле и Мозыре.

— Ветхие пустующие дома не только портят внешний вид населенных пунктов, они и представляют опасность для людей. Такие строения первые в списке пожароопасных объектов, порой становятся пристанищем для бомжей и местом сборищ местных любителей выпить. Сколько было снесено таких домов в прошлом году и много ли еще осталось?

— В последнее время мы активизировали эту работу. С 2006 по 2012 годы снесено более 21 тысячи ветхих строений, при этом только в прошлом году — около пяти тысяч. Продолжаем работать в этом направлении и сегодня — уже подготовлены документы на снос около 10 тысяч домов. И хотя процедуру эту легкой не назовешь, порой приходится и в суд обращаться, избавляться от ветхого жилья нужно. Как показывает статистика, в области уменьшилось количество пожаров. В 2013-м райисполкомам выделено более 13,5 миллиарда рублей на снос пустующих ветхих домов в сельской местности и рекультивацию освободившихся земельных участков. Понадобится еще года два, чтобы закрыть эту тему.

Что имеем, сохраним?

— Скоро начнется посевная. Изменится ли в этом году структура посевных площадей?

— Структура посевных площадей у нас уже отработана, существенных изменений не будет. Самое главное сейчас — оперативно провести все весенние полевые работы. В прошлом году погодные условия не позволили быстро провести посевную, в результате чего урожай собрали меньший, чем планировали. Сегодня аграрии активно готовятся к севу: ремонтируется техника, заготавливаются удобрения.

— В прошлом году на Гомельщине проводился широкомасштабный эксперимент по обеспечению поголовья крупного рогатого скота собственными белковыми кормами. Будет ли продолжена эта работа?

— Конечно, будет. Обеспечить регион собственными белковыми кормами — задача важная. Пока мы вынуждены значительное количество этого сырья завозить из-за пределов страны — Украины и России. В прошлом году хозяйства Гомельщины собрали рекордный урожай рапса — в три раза больше, чем в 2011-м. Попробовали в промышленном масштабе возделывать сою и подсолнечник. Мы постарались, чтобы к эксперименту подключились все сельхозорганизации. 180 хозяйств посеяли подсолнечник более чем на 20 тысячах гектаров. В итоге собрали около 13 тысяч тонн семян при средней урожайности 7,6 ц/га. Это достаточно скромный результат. Однако есть хозяйства, где в непростых погодных условиях прошлого года получили свыше 15 ц/га. Например, в ОАО «Отор» Чечерского района собрали 218 тонн семян при урожайности 16,8 ц/га.

Перерабатываются семена подсолнечника в цехах предприятия «Припять» в Мозырском районе и в агрокомбинате «Южный» в Гомельском: получили 1 тысячу тонн масла-сырца и 1,6 тысячи тонн жмыха. Сырец отгружается Гомельскому жировому комбинату, где используется для производства масложировой продукции — бутилированного масла, туалетного и хозяйственного мыла, майонеза. Комбинат также поставляет рафинированное масло птицефабрикам на кормовые цели. Подсолнечниковый жмых — высокобелковый корм для скота — отгружается сельхозпредприятиям. Собрали и около 10 тысяч тонн сои.

К сожалению, мы не получили те объемы, на которые рассчитывали, однако выращивать эти культуры будем и в дальнейшем. Опыт по их возделыванию у наших земледель­цев уже есть, поэтому, я надеюсь, урожай этого года будет более весомым.

— Какова сегодня ситуация в области с овощехранилищами? Несколько лет назад эта проблема стояла довольно остро — мы не могли сберечь до весны свои овощи.

— Сегодня сельхозорганизации области имеют овощехранилища емкостью 43 тысячи тонн — этого достаточно, чтобы обеспечить овощами наш регион, есть возможность и экспортировать. Большинство из хранилищ сосредоточены в овощеводческих хозяйствах. На базе комбината «Восток» и КСУП «Брилево» создаются две интеграционные структуры по производству, переработке и реализации овощей. До 2015 года планируется ввести в эксплуатацию еще три современных овощехранилища, что позволит решить все вопросы с хранением овощей и их реализацией — как внутри страны, так и за ее пределами.

Выращиваем достаточное количество традиционных овощных культур, у нас нет особых проблем и с их закладкой, хранением, реализацией в межсезонный период. Капусту, свеклу, морковь, лук можем хранить практически до июня. Однако в чистом виде реализовать весь этот объем не в состоянии, да и невыгодно это. Сегодня стоит задача — больше перерабатывать овощей, чтобы получить максимальную отдачу от каждого килограмма. Поэтому будем модернизировать перерабатывающие предприятия.

Эх, дороги

— Прошедшая зима как никогда ранее обнажила проблему качества дорожного покрытия: появились участки, где уже и ездить страшно. В последнее время дорожники у нас в основном занимаются ямочным ремонтом. Целесообразно ли ежегодно заделывать ямы или все же выгоднее провести капремонт дорог?

— Действительно, в этом году из-за февральской оттепели и постоянной смены погоды интенсивно разрушалось асфальтовое покрытие. Значительно возрос объем ямочного ремонта. Проводить его на дорогах, поврежденных более чем на 30%, экономически нецелесообразно — необходимо полностью менять покрытие.

Особенно сложная ситуация на дорогах республиканского значения. В первую очередь это касается М10 РФ — Гомель — Кобрин с цементным покрытием на участке от Калинковичей до Житковичей. Эта дорога построена еще в 1967 году. В последние 8 лет капитально отремонтировали только 35 км дорог. В планах этого года — привести в порядок еще 7 км, но этого явно недостаточно. В правительстве с пониманием отнеслись к сложной дорожной ситуации на Гомельщине, на ремонт автомагистралей планируется выделить значительные сред­ства. Будем надеяться, что финансирование улучшится, и связываем это с возвращением дорожного фонда.

Дорожный фонд перестал существовать с 2009 года. Сейчас республиканские дороги финансируются из бюджета — объем выделяемых средств снизился примерно в три раза. А ведь на нашу область приходится около 40% грузоперевозок. Не исключена возможность, что вскоре фонд будет воссоздан — эта тема в правительстве активно обсуждается. Мы поддерживаем инициативу по его воссозданию.

Сейчас идет реконструкция М5. Дорожники обещают, что в конце следующего года преобразится автодорога в направлении Гомель — Жлобин, будет введен в эксплуатацию новый участок протяженностью 87 км. Работы идут за счет китайского кредита.

— Насколько успешно осуществляются планы по модернизации предприятий области? Куда будут направлены самые большие потоки инвестиций?

— Будет модернизировано более тысячи предприятий всех форм собственности. Основная роль отводится крупным компаниям, таким как Мозырский НПЗ, БМЗ, «Белоруснефть», «Гомсельмаш». В течение двух лет планируется реализовать крупные инвестпроекты на пяти предприятиях деревообработки — на «Речицадреве», «Гомельдреве», «Мозырьдреве», Светлогорском ЦКК и Добрушской фабрике «Герой труда». В Речице, например, ведется строительство завода по производству плит МДФ/ХДФ ОАО «Гомельдрев», ввод в эксплуатацию запланирован на конец следующего года. Реализация этого проекта позволит предприятию в 6 раз по сравнению с прошлым годом увеличить объем производства промышленной продукции. 60% ее пойдет на экспорт.

Работы по модернизации идут по плану. За два месяца этого года инвестировано в основной капитал 2,9 триллиона рублей — около 125% к уровню прошлого года. Благодаря модернизации на предприятиях должна увеличиться выручка, добавленная стоимость, а в результате вырастет и зарплата. К концу пятилетки мы планируем получить 60 тысяч долларов выручки на 1 работающего в реальном секторе экономики.

Главная задача, которая стоит сегодня перед каждым предприятием, — получение прибыли, выпуск конкурентоспособной продукции, что особенно важно в условиях Таможенного союза. Многие же наши руководители привыкли ориентироваться на объемные показатели. Пришло время мыслить другими категориями — экономическими.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.