Большая жизнь Ивана Кузьмича

477На этот раз мой давний хороший знакомый Иван Кузьмич Дяченко встретил меня возле леспромхозовских гаражей, уже опираясь на палочку. После дружеского рукопожатия и первых вопросов о здоровье мы не спеша направились в сторону улицы Поселковой, на углу которой в одной из половин большого деревянного дома он и живет.
То, что уважаемый ветеран войны и труда стал пользоваться тросточкой, впрочем, нисколько не удивительно — ведь на днях он отметит свой 90-летний юбилей. И, несмотря на этот уважаемый возраст, Иван Кузьмич по-прежнему остается человеком активным, энергичным, полным оптимизма и любит время от времени повторять не без некоторой самоиронии и бодрости духа: «Не плачь, не хнычь, Иван Кузьмич, все будет хорошо»…

В Переяславль-Хмельницком районе Киевской области есть деревня с красивым, поэтическим названием Сомковая Долина, в которой он и родился в 1923 году. «В местных водоемах и действительно водились тогда сомы», — вспоминает ветеран. Детство Ивана прошло в многодетной семье: мать и отец воспитывали семерых детей. Иван и Варвара родились двойняшками, росли любопытными, старательными детьми. Детство и юность у него, в первую очередь, были связаны с учебой и творчеством. Десять классов закончил с единственной четверкой в аттестате. Остальные, разумеется, были пятерками. Ну, а о творчестве мы упомянули не случайно: с младых, что называется, ногтей Иван Дяченко активно сотрудничал с местной газетой «Коллективист Переяславщины», являлся ее активным внештатным сельским корреспондентом.
Был даже такой эпизод. Вместе со своим молодым коллегой решили они в горячую пору жатвы начать выпуск своего рода многотиражки — боевого листка, который регулярно распространялся среди участников страды. А урожай тогда шел высокий, вот и решили местные власти вместе с передовиками производства оказать честь и юным селькорам: отправить их на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку в Москву. Но грянула война…
А еще, учась в средней школе, их класс завязал переписку с далекой белорусской школой. Ребята из Юркевич, что в нашем Житковичском районе, в своих письмах рассказывали украинским сверстникам о делах, учебе, мероприятиях, проводимых в их школе. Было что рассказать и ученикам их школы, и всю переписку от имени класса вел Иван. За школьные годы далекая белорусская деревня стала близкой и дорогой, ребята знали друг о друге буквально все. И разве мог тогда Иван Дяченко подумать, что именно в Юркевичах он будет работать после войны и встретит тут свою «половинку» на всю оставшуюся жизнь?..
— 21 июня 1941 года у нас был выпускной, — вспоминает Иван Кузьмич, — а когда мы 22 июня опять собрались в соседней деревне в школе, то классный руководитель объявил о начале войны с немцами. Мать собрала мне нехитрую крестьянскую котомку, и я пошел на мобилизационный пункт в город Переяславль. Но меня не послали на фронт, так как мне шел только восемнадцатый год. Тем не менее домой я не вернулся…
Юноша обратился в редакцию газеты, где его хорошо знали, а руководству печатного издания ничего не оставалось, как «поднажать» на местного военкома. Так он стал курсантом военной школы артиллерийской разведки. Нужно было изучать звукометрическую станцию, которую Сталину подарила английская королева. На базе этой станции и была создана школа артиллерийской инструментальной разведки, и с 28 июня его включили в группу ускоренной подготовки, так как под Киевом в артиллерийском полку стояла звукометрическая рота. С 18 июля 1941 года Иван Дяченко на Юго-Западном фронте нес ответственную службу звукометриста.
Я сразу повзрослел, вокруг от взрывов вся земля была в сплошных воронках, — рассказывает этот пожилой, седовласый пенсионер, сохранивший любовь к жизни. — Уже 9 июля 1941 года немцы были в 15 километрах от Киева, но им не удавалось с ходу ворваться в этот древний город, которым так стремился овладеть Гитлер — наши бойцы стояли насмерть. 18 сентября они сделали еще две попытки. И опять безуспешно. 75 дней длился этот ад, погиб командующий Юго-Западным фронтом Кирпонос. Я тогда был корректировщиком огня на Лысой горе. Потом потихоньку стали отступать, переправили всю армию, взорвали мосты. Последний бой дали под Борисполем. А из окружения вырывались группами, при помощи гранат и рукопашного боя. По тылам врага вышли в леса Брянщины к своим окруженцам: там были и пехотинцы, и моряки, и пограничники. Мы были голодные, изорванные, еле стояли на ногах. Но нам выдали новые бушлаты, валенки, шапки, накормили, чем могли. Что запомнилось: это было 26 ноября, в день моего 18-летия…
Но киевской эпопеей не закончилась война для Ивана Дяченко, дальше он попал в страшнейшую человеческую мясорубку под Вязьмой. Получил осколочное ранение в голову, был доставлен в медсанбат. Потом был немецкий плен, побег, опять плен. Освобожден Красной Армией в апреле 1945 года под городом Штетин. Вместе с другими штурмовал Дрезден, где и встретил 9 мая — День Победы. Имеет боевые ордена и медали.
В сентябре 1947 года Иван Кузьмич демобилизовался и поступил в лесной техникум. И так случилось, что после окончания его был направлен в нашу республику, в Житковичский леспромхоз, где ему предложили должность мастера Юркевичского мастерского участка. С большим интересом он сравнивал свои представления по довоенной переписке с нынешними реалиями жизни. И находил, что многое ему тут близко и знакомо.
…Его Варвара Николаевна (светлая ей память) родилась в Юркевичах, здесь окончила школу. Работала бригадиром в колхозе, заведующей Юркевичским отделением почтовой связи. А каждый новый человек, как известно, вызывает живой интерес у сельчан. Так было и с новым мастером участка. Часто приходил он на почту за конвертами. Молча покупал и уходил. А однажды ему пришла посылка от родителей. Получил ее и, вернувшись, угостил девушку булочками с маком. Потом он предложил проводить ее домой. И Варвара Николаевна через некоторое время стала женой Ивана Кузьмича Дяченко. Дружно, согласно любви и совести, поддерживая друг друга в радости и жизненных испытаниях, прожили они совместно свыше 50 лет, отметили золотую свадьбу.
Судьба бросала Ивана Кузьмича по различным леспромхозам нашей Гомельщины. Работал он на различных должностях ОАО «Житковичлес», в Ельском леспромхозе. Без отрыва от производства получил два высших образования: закончил Ленинградскую лесотехническую академию и Ленинградский Всесоюзный институт стандартизации и метрологии. И по жизни рядом с ним шла Варвара Николаевна. Много лет она проработала продавцом в отделе рабочего обеспечения.
Уйдя на пенсию, Иван Кузьмич не порывал связей с трудовым коллективом ОАО «Житковичлес»: два года работал там диспетчером и до сих пор ведет активную общественную деятельность. Является председателем ветеранской организации леспромхоза, членом президиума районного Совета ветеранов. Он хороший, интересный собеседник и красноречивый оратор на общественных мероприятиях, активно сотрудничает со средствами массовой информации. Имеет хорошую домашнюю библиотеку, в чтении всегда предпочитал классику.
Они вырастили дочь и сына, имеют четырех внуков и пять правнуков. Дочь Лидия окончила Ленинградскую лесотехническую академию по специальности цветовод, работала директором цветоводческого хозяйства в Пятигорске. Ей присвоено звание «почетный гражданин города», она — заслуженный работник коммунального хозяйства Российской Федерации, награждена орденом Дружбы народов. Высшее образование и у сына.
— Редеют наши ветеранские ряды, — сокрушенно говорит Иван Кузьмич Дяченко. И тут же, бодро встрепенувшись, улыбается: — Но жизнь продолжается. В нас, в наших детях и внуках…
Сергей Кулакевич.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.