Забота о здоровье – задача государственная

5456 февраля 2014 года парламентарии обсуждали вопросы совершенствования законодательства о здравоохранении. Состоялось расширенное заседание Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по образованию, науке, культуре и социальному развитию, в работе которого приняли участие члены Президиума Совета Республики, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике А.В. Цецохо, заместитель Министра здравоохранения Республики Беларусь Д.Л. Пиневич, руководители государственных учреждений данного Министерства, представители общественных объединений.

Следует отметить, что существующая система здравоохранения в большей степени ориентирована на меры лечебного характера, а не профи-лактического. Именно поэтому приоритетность проведения профилактических мероприятий по охране здоровья населения определяется проектом Закона в качестве одного из основных принципов государственной политики Республики Беларусь в области здравоохранения. Законодательно закреплены положения об организации и проведении профилактических мероприятий по охране здоровья населения. Устанавливаются виды профилактических мероприятий, их основные направления, а также определены субъекты, которые осуществляют такие мероприятия. Термину «профилактика» дается более развернутое определение, в котором перечисляются такие составляющие профилактики, как предупреждение возникновения и распространения заболеваний, выявление причин и условий возникновения и распространения заболеваний.
Изменения коснутся и такой важной сферы, как материнство, точнее – будущее материнство. Поддержано предложение граждан о том, что право принятия решения о прерывании беременности должно быть предоставлено женщине. В то же время необходимо продолжить практику проведения мероприятий, направленных на профилактику абортов. Как парламентарии, так и представители общественных объединений поддержали мнение о том, что создание в организациях здравоохра-нения условий для проведения предабортного психологического консультирования, пропаганда традиционных семейных ценностей в СМИ и учреждениях образования позволит снизить количество абортов и улучшить демографическую ситуацию в стране.
Предлагается также законодательно закрепить право врача-специалиста на отказ от искусственного прерывания беременности. С оговоркой – если нет угрозы для жизни женщины. При этом врач должен будет письменно уведомить о своем решении руководителя медучреждения, а руководитель будет обязан организовать женщине искусственное прерывание беременности другим специалистом. Схожая норма содержится в статье 70 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Право врача на отказ от проведения аборта закреплено в Женевской декларации Всемирной Медицинской Ассоциации, согласно которой в случае, если личные убеждения не позволяют врачу сделать медицинский аборт, он должен перепоручить пациентку компетентному коллеге.
В новой редакции излагается статья, регулирующая вопросы стерилизации. Предлагается ужесточить возрастные требования к пациентам, желающим провести стерилизацию (в действующей редакции стерилизация проводится по письменному заявлению совершеннолетнего пациента). Проектом Закона закрепляется положение о том, что стерилизация при отсутствии медицинских противопоказаний может быть проведена в отношении пациента в возрасте старше 35 лет, либо пациента, имеющего не менее двух детей, а при наличии медицинских показаний и письменного согласия совершеннолетнего пациента либо его законного представителя — независимо от возраста и наличия детей.
Важнейшим фактором демографической безопасности страны является и решение проблем, связанных с последствиями применения и распространения алкогольных напитков, психотропных и наркотических веществ. По словам главного нарколога отдела специализированной медицинской помощи Министерства здравоохранения республики Беларусь И.И. Коноразова, социально-экономический ущерб превышает выгоду от продажи алкогольных напитков. Проектом Закона закрепляется положение о том, что расходы на содержание в государственных учреждениях здравоохранения граждан, причинивших вред своему здоровью по причине нахождения в состоянии алкогольного опьянения, производятся за счет средств бюджета с последующим обязательным возмещением этих расходов вышеуказанными гражданами. При этом устанавливается, какое лицо можно считать лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ.
В новой редакции излагается статья, определяющая виды, формы и условия оказания медицинской помощи. Помимо первичной и специализированной медицинской помощи, вводятся и такие виды оказания медицинской помощи, как высокотехнологичная медицинская помощь, медико-социальная помощь и паллиативная медицинская помощь.
Необходимость законодательного закрепления высокотехнологичной медицинской помощи вызвана тем, что, начиная с 2013 года в территориальных программах государственных гарантий по обеспечению граждан Республики Беларусь доступным медицинским обслуживанием будет осуществляться планирование объемов высокотехнологичной медицинской помощи как отдельного вида медицинской помощи с разбивкой по профилям в количественном и стоимостном выражении.
Медико-социальная помощь и паллиативная медицинская помощь оказываются на практике, однако их нельзя отнести ни к первичной медицинской помощи, ни к специализированной. Медико-социальная помощь включает не только оказание медицинской помощи, но и уход за пациентом, а также осуществление мероприятий, направленных на поддержание его активной жизнедеятельности, и будет оказываться по медицинским показаниям, перечень которых устанавливается Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
В свою очередь, паллиативная медицинская помощь направлена на повышение качества жизни пациента, имеющего неизлечимые, ограничивающие продолжительность жизни прогрессирующие заболевания, и предусматривает облегчение боли и других симптомов заболевания. Следует отметить, что паллиативная медицинская помощь оказывается тогда, когда дальнейшее применение специальных, сложных, высокотехнологичных или уникальных методов оказания медицинской помощи ограничено либо исчерпано.
Расширяется перечень условий, в которых может быть оказана медицинская помощь. Помимо амбулаторных и стационарных условий, медицинская помощь может оказываться в условиях отделений дневного пребывания и вне организаций здравоохранения.
Предлагается и ряд иных новаций, а также редакционно-техническая корректировка некоторых статей.
Одним из основных условий успешной реализации стратегии социально-экономического развития любой страны является совершенствование системы здравоохранения. Несомненно, обновление национального законодательства в сфере здравоохранения позволит оптимизировать работу системы здравоохранения в целях сохранения и укрепления здоровья населения нашей республики.
И. Кралевич,
член Совета Республики
Национального
собрания Республики Беларусь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.