Замечательный обряд «Юраўскi карагод”, который сумела сберечь Екатерина Пашевич из Погоста Житковичского района

Юровский карагод Погост 144Без традиций и обрядов нашу жизнь представить невозможно. И все они, начиная от крещения, свадьбы и заканчивая печальными событиями, уходят корнями вглубь веков. Одни из них широко востребованы, другие остаются лишь историческим напоминанием. А ведь так важно сохранить ту составляющую национальной культуры, которая является идентификатором самобытности и уникальности белорусского народа.  Во многом этому способствуют неравнодушные  к своему наследию люди. Такие, например, как артисты фольклорных ансамблей, несущие в массы старинные мотивы, ведь песня сопровождала развитие народности на протяжении веков. Или Екатерина Пашевич из Погоста, сумевшая сберечь замечательный обряд «Юраўскi карагод”.

В этом году его исполнителями стали не только жители деревни, но и участники областного семинара с официальным названием “Стан элементаў нематэрыяльнай культурнай спадчыны на тэрыторыi Гомельскай вобласцi і ўключаны ў Дзяржаўны спiс гiсторыка-культурных каштоўнасцей Рэспублiкi Беларусь”.

Стартовал он из центра культуры молодежи, где собрались представители разных городов и районов Гомельской области. Приветствуя гостей, заместитель председателя Житковичского исполнительного комитета Валерий Рогалевич отметил значимость культурно-исторического наследия, его уникальность. При этом он подчеркнул, что именно в Житковичском районе находятся две нематериально-культурные ценности, которые включены в список историко-культурных в республике: «Спеўны стыль Тураўскага мiжрэчча Прыпяцi – Сцвiгi» в агрогородке Ричев и обряд «Юраўскi карагод”, сохранившийся в деревне Погост. В целом, по области, такой статус имеют семь элементов. Кроме того, 38 коллективов района носят звание народных, а неповторимая культура деревень поражает своей самобытностью.

Сначала участники семинара знакомились с местными старинными традициями и делились обычаями своего края теоретически. Однако к  концу дня отправились в г. Туров, где смогли прикоснуться к древним артифактам – посетили Замковую гору, церковь всех святых, и лицезрели чудо – растущий крест на Борисо-Глебском кладбище. В Ричеве им представили указанный элемент нематериально-культурного наследия. А на следующий – Юрьев день, 6 мая, они смогли поучаствовать в обряде.

Святой Юрий издавна позиционируется, как защитник домашних животных и крестьянской нивы. Еще его называют “Божий ключник”,  как бы “открывающий” весну. Старинный праздник народного календаря в Погосте сохранился и по сей день. Обряд начался с первого в деревне дома, где жители, включая молодежь и детей, украсили испеченный хозяевами хлеб. По традиции они поют песню “Карагод, карагод, мы цябе нараджаем”. Ныне в игру вступают и созвучные времени “мотивы”-приговорки. Затем назначенный воеводой мужчина, в нашем случае, как и полагается, им стал Михаил Алифировец, председатель Озеранского сельского Совета, выносит хлеб на улицу. Вслед за воеводою выстраивается процессия: парень с пятиконечной звездою, в середине которой – икона Божьей матери; парень с граблями, на которых развивается зеленая ткань; далее – мужчина с карагодом; две девушки с рушником, парень с иконой. За этим порядком – выстраиваются все остальные участники. Процессия молча направляется к церкви. После молитвы священник вместе с парнем, несущим икону, первыми идут в поле, где посеяна озимая пшеница (напротив церкви). И уже затем, после освящения, и принесенной жертвы (земле придают кусочек хлеба на урожай), участники обряда начинают водить хороводы, веселиться.  Возвращаются  с поля через  “ворота” рушника, что держат девушки, под песню со словами: “Ой, выйдзем на поле ды паклiчам Бога//Адмкнуць зямлiцу, выпусцiць расiцу”.

Сменив с зеленой на красную ткань на граблях (предполагают, что зеленая – символ целомудрия, а красная – ее потеря), с песнями отправляются снова в деревню, обходя дома. По дороге они веселятся и поют.

Обряд выдержан, можно веселиться, надеясь на хороший урожай. К всеобщему празднованию примкнули фольклорные коллективы Лельчицкого и Петриковского районов Гомельской области, Любанского – Минской и Столинского – Брестской областей. Но безусловным фаворитом праздника оказались местные артисты народного этнографического ансамбля “Мiжрэчча”. В особенности уважение вызывает не только талант и преданность белорусской песне и народным традициям, но и возраст многих участниц. Отодвинув заботы, отклонив недомагание, они несут духовное наследение, сохраняя для потомков. Примечательно, что во всем процессе активно учавствуют дети. А значит – жива эта крупица широкого скарба, оставленного пращурами.

Завершился праздничный день, как и следует, угощением. Несмотря на тяжелый день и усталость артистки «Міжрэчча» чистыми голосами завели грустные и веселые, все те же народные, но уже застольные песни. Пели произвольно и по просьбам застывших во внимании слушателей.

Некоторые гости, покидая гостеприимную житковичскую землю, искренне сетовали:

– У нас ведь тоже был такой обряд. Что же мы его забыли?

Иными словами, напоминание о том, что имеем, но не всегда используем и чтим, случается очень кстати.

Валентина ПОКОРЧАК.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.