На страже законности действий налогоплательщиков Житковичского района

на стражеВ соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 26 марта 1998 №157 «О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь» профессиональные праздничные дни устанавливаются в знак признания заслуг работников отдельных профессий, отраслей хозяйства и сфер деятельности. Есть такой особый день и у работников налоговых органов, который ежегодно отмечается во второе воскресенье июля. Текущий год особенный – налоговой службе исполняется 25 лет. По меркам истории – это срок небольшой. Но для нас это целая жизнь. Именно эти годы вместили в себя самую трудную пору становления, реформирования действующей ныне системы налогообложения: была разработана законодательная база, созданы механизмы ее реализации, подобран кадровый состав сотрудников, укреплялась материально-техническая база службы.

Начало современной истории налоговых органов Республики Беларусь положено постановлением Совета Министров БССР от 2 апреля 1990 года №78. И в мае 1990 года в целях совершенствования системы контроля за соблюдением законодательства о налогах, полнотой и своевременностью внесения платежей в бюджет, повышения ответственности предприятий, организаций и физических лиц  за выполнением налоговых обязательств в системе Министерства финансов БССР была создана Главная государственная налоговая инспекция, которая объединяла 185 государственных налоговых инспекций по областям, городам и районам.

По мере развития белорусского суверенного государства подвергалась поэтапному реформированию и налоговая служба. Указом Президента Республики Беларусь от 17 октября 1994 года №150 Главная государственная налоговая инспекция при Министерстве финансов Республики Беларусь была переименована в Главную государственную налоговую инспекцию при кабинете Министров Республики Беларусь и наделена правами министерств и самостоятельных ведомств, которая в 1997 году Указом Президента Республики Беларусь №30 была преобразована в Государственный налоговый комитет Республики Беларусь, подчиненный правительству Республики Беларусь.

Указом Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2001 года №516 Государственный налоговый комитет был преобразован в Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь. В структуру Министерства в настоящее время входят 155 инспекций, из них 7 — по областям и г. Минску, 148 — по районам и городам.

Вместе с тем, несмотря на неоднократные изменения  названий и структуры налоговых ведомств, проведенные реформы в налоговом законодательстве,  перед налоговой службой неизменной оставалась главная задача — обеспечение полного и своевременного поступления платежей в бюджет.

Государство может воздействовать на ход экономической жизни  страны, лишь располагая определенными денежными средствами, источником которых являются налоги, и соответственно,  успех экономических реформ во многом будет зависеть от деятельности налоговых служб.

Деятельность налоговых органов в республике регулируется Положением о Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь, утвержденным Постановлением  Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 года №1592, Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 года №510 « О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», Налоговым Кодексом Республики Беларусь.

По состоянию на 1 июня текущего года в налоговой инспекции по Житковичскому району состоит на учете 523 юридических лица, в том числе 180 коммерческих организаций негосударственной формы собственности, 532 индивидуальных предпринимателя и 16120 физических лиц. Совместная и слаженная работа с данным контингентом плательщиков позволяет налоговой инспекции обеспечивать выполнение плановых заданий по мобилизации платежей в бюджет. Так, план поступления доходов в консолидированный бюджет за 2014 год выполнен на 102,9%, за 5 месяцев текущего года — на 105,0%. Дополнительно поступило в бюджет соответственно 3,6 и 2,9 млрд. рублей. При этом удельный вес платежей субъектов малого предпринимательства (а это малые и микроорганизации, индивидуальные предприниматели) в общих доходах консолидированного бюджета составил в текущем году 20,8% или 12,8 млрд. рублей.  Результат был более весомым если бы все зарегистрированные субъекты хозяйствования приступили к осуществлению хозяйственной деятельности и, соответственно, начали уплачивать налоги. Так, по состоянию на 1 июня текущего года не приступили к работе 123 субъекта предпринимательской деятельности, в том числе 30 юридических лиц, 93 индивидуальных предпринимателя.

Наиболее популярной у налогоплательщиков является упрощенная система налогообложения. В текущем году данной системой воспользовались 393 налогоплательщика, в том числе 163 организации и 230 индивидуальных предпринимателей. Ими уплачено в бюджет соответственно 3,8 млрд. руб. и 0,9 млрд. руб., что составляет 23,3 млн. руб. на 1 организацию и 3,9 млн. руб. на 1 индивидуального предпринимателя. В то же время 273 индивидуальных предпринимателя являются плательщиками единого налога, ими уплачено в бюджет 1,3 млрд. руб. или 4,6 млн. руб. на одного индивидуального предпринимателя.

С момента своего создания налоговая служба осуществляет: непрерывный контроль за законностью действий налогоплательщиков в процессе ведения учета доходов, полноты и своевременности уплаты налогов, привлечение к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство. В последние годы служба ушла от массовых проверок, положив в основу контрольной деятельности тщательный выбор объекта проверки на основе комплексного анализа его финансово-хозяйственной деятельности. Произведенными налоговой инспекцией проверками доначислено в бюджет платежей в 2014 году на сумму 1,2 млрд. руб., за 5 месяцев текущего года — 3,0 млрд. руб. По результатам оперативно-рейдовой работы в 2014 году арестовано у нарушителей товарно-материальных ценностей на сумму 362,5 млн. руб., за 5 месяцев текущего года — на 133,4 млн. руб.

За нарушение налогового и иного законодательства в 2014 налоговой инспекцией и судами привлечено к административной ответственности 159 лиц, в том числе 33 юридических лица, 27 должностных лиц, 44 индивидуальных предпринимателя, 55 физических лиц на общую сумму штрафа 440,9 млн. руб., в том числе за нарушение установленного порядка приема денежных средств при реализации товаров, работ и услуг за наличный расчет (без использования кассовых суммирующих аппаратов, платежных терминалов) – 29 лиц на сумму штрафа 64,3 млн. руб.

За 1 квартал текущего года к административной ответственности привлечено 52 лица, в том числе 9 юридических лиц, 8 должностных лиц, 10 индивидуальных предпринимателей, 19 физических лиц  на общую сумму штрафа 85,9 млн. руб. Наряду с традиционными, направления контрольной деятельности (выездные плановые проверки, контроль за использованием кассовых суммирующих аппаратов при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет сегодня на первый план выходят такие направления как выявление и налогообложение граждан, приобретающих дорогостоящие автомобили, квартиры, другое имущество и не имеющих легальных источников доходов, получающих доходы за границей и из-за границы. При этом налоговая инспекция обладает необходимыми информационными базами по данным сделкам, а также в необходимых случаях имеет право запрашивать у банков сведения о кредитах, выдаваемых гражданам на этим цели.

Отдельно хочу остановиться на таком направлении контрольной деятельности как контроль за незарегистрированной   предпринимательской деятельностью. Следует отметить, что контроль за незарегистрированной предпринимательской деятельностью из года в год усиливается. Так, если в целом за 2014 год было установлено восемь случаев занятия такой деятельностью со взысканием в доход государства полученного дохода, административных штрафов и конфискацией товарно-материальных ценностей на сумму 15,9 млн. руб., то за 5 месяцев текущего года установлено соответственно уже 11 таких случаев на сумму 150,7 млн. руб. Хочу напомнить, что в случае установления единичного факта занятия незарегистрированной предпринимательской деятельностью по видам деятельности, по которым уплачивается  единый налог, нарушителю выносится предупреждение и взыскивается единый налог в пятикратном размере, а при повторном случае составляется протокол об административном правонарушении, который направляется в экономический суд для принятия решения о привлечении нарушителя к административной ответственности в виде штрафа, взысканию полученного дохода и конфискации товарно-материальных ценностей, использованных в незарегистрированной предпринимательской деятельности.

Одним из наиболее важных достижений налоговой инспекции и налогоплательщиков района, безусловно, является рост поступления платежей в добровольном порядке и  снижение задолженности. Так, по состоянию на 1 января 2015г. задолженность имели только 3 субъекта предпринимательской деятельности на сумму 198,5 млн. руб., что составило 0,16 процента к годовому плану доходов. В необходимых случаях налоговая инспекция применяла такие непопулярные меры исполнения налогового обязательства как арест имущества должников. Особая забота налоговой инспекции – это внедрение новых прогрессивных технологий администрирования налогов. Сегодня это внедрение электронного декларирования. По состоянию на 1 июля 2015 года к системе электронного декларирования в Житковичском районе подключилось 613 налогоплательщиков или 73,7% от состоящих на учете, в т.ч. 85,2% организаций и 66,8% индивидуальных предпринимателей.

Электронное декларирование позволяет автоматизировать процесс ввода и представления в налоговую инспекцию налоговых деклараций в электронном виде, сокращает временные затраты на подготовку налоговой отчетности и представление ее в налоговые органы, позволяет снизить издержки плательщиков и повысить эффективность деятельности налоговых органов.

Кроме этого, субъекты хозяйствования, подключившиеся к системе электронного декларирования, получают возможность получения в налоговых органах 30 электронных налоговых сервисов.

При проведении данной работы инспекцией оказывается налогоплательщикам необходимая методологическая помощь с выходом на места.

Положительные результаты деятельности налоговой инспекции явились следствием кропотливой работы всего коллектива инспекции. В настоящее время в инспекции работает 19 специалистов, из которых 18 имеют высшее образование.

С момента образования налоговой службы в налоговой инспекции работают заместители начальника инспекции И. Самойлович, Т. Бугук, главный бухгалтер М. Ридецкая, начальник отдела налогооблажения физических лиц В. Галинзовский, свыше 20 лет – главные государственные налоговые инспектора И. Миронович, А. Трухоновец, Д. Гайков, заместитель начальника отдела И. Гулюта. Весомый вклад в становление и развитие налоговой инспекции внесли наши ветераны В. Тарасевич, Л. Сидорчук, Е. Левковец, Е. Ескевич, В. Сухарко, В. Дробыш, Н. Куралева, а также бывшие работники инспекции, работающие теперь в других отраслях А. Полторан, С. Тихонова, В. Батов, Т. Болотько, В. Жоголь, Т. Вилесова, Т. Лузан, В. Месникович, А. Самойлович, Т. Акулич.

Добросовестный труд работников налоговой инспекции не остается без внимания как у вышестоящих налоговых органов, так и местных органов власти. Так, за многолетний и добросовестный труд в налоговых органах Почетной грамотой инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Гомельской области в 2015 году награждена главный налоговый инспектор отдела контроля за юридическими лицами И. Миронович, благодарность начальника инспекции объявлена заместителю начальника отдела налогообложения физических лиц И. Гулюта и главному юристконсульту Н. Якушевич.

Почетной грамотой Житковичского районного исполнительного комитета награждены заместитель начальника инспекции — начальник отдела контроля за юридическими лицами И. Самойлович и заместитель начальника отдела налогообложения индивидуальных предпринимателей М. Точило, Почетной грамотой Житковичского районного Совета депутатов – главные государственные налоговые инспектора О. Лукьянович, А. Друк, Д. Гайков.

В канун праздника всем крепкого здоровья, мира, благополучия. Особую благодарность хочу высказать в адрес налогоплательщиков, которые добросовестно исполняют обязательства по уплате налогов в бюджет. Спасибо вам за понимание важности государственной задачи, ведь укрепление экономики страны – наше общее дело.

В. РИДЕЦКИЙ,

начальник инспекции Министерства

по налогам и сборам Республики Беларусь по Житковичскому району.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.