Административная ответственность за нарушения законодательства о труде

Юридические и физические лица, виновные в нарушении законодательства о труде, несут дисцип­линарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательст­вом (ст. 465 Трудового кодекса Республики Беларусь).

Данная норма законодательства носит отсылочный характер, поскольку виды ответственности за несоблюдение законодательства о труде и их мера определяются Трудовым кодексом Республики Беларусь (далее – ТК), Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП), Уголовным кодексом Республики Беларусь и иными нормативными правовыми актами.

Основанием возникновения юридической ответ­ственности за нарушения законодательства о труде является совершение юридическим или физическим лицом противоправного, виновного деяния.

Виновным в совершении административного правонарушения может быть признано лишь вменяе­мое физическое лицо, совершившее противоправ­ное деяние умышленно или по неосторожности.

Юридическое лицо признают виновным  со­вершении административного правонарушения, если будет установлено, что им не соблюдены нор­мы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и не были при­няты все меры по их соблюдению (ст. 3.5 КоАП).

Физическое лицо подлежит административной ответственности как индивидуальный предпринима­тель, если совершенное административное право­нарушение связано с осуществляемой им предпри­нимательской деятельностью и прямо предусмотре­но статьей Особенной части КоАП (ст. 4.8 КоАП), В этом случае привлечение индивидуального пред­принимателя к административной ответственности исключает наложение на него административного взыскания, предусмотренного той же статьей Осо­бенной части КоАП для физического лица.

Юридическое лицо может нести ответствен­ность, если это предусмотрено санкцией статьи Особенной части КоАП.

Общая ответственность за нарушения законо­дательства о труде предусмотрена ст. 9.19 «На­рушение законодательства о труде» Особенной части КоАП. Кроме того, ответственность за от­дельные виды правонарушений, не предусмотрен­ные данной статьей, наступает в соответствии со ст. 9.16 — 9.18, 9.20, 9.25 КоАП.

 Ответственность физических лиц (уполномо­ченных должностных лиц нанимателей) за отказ в приеме на работу предусмотрена ст. 9.16 КоАП. Так, необоснованный отказ должностного лица нанимателя в приеме па работу гражданину, направ­ленному органами по труду, занятости и социаль­ной защите в счет брони, влечет наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин (БВ).

 Отказ должностного лица нанимателя в приеме на работу выпускнику государственного учреждения профессионально-технического, среднего специ­ального или высшего образования, направленному на работу в соответствии с заявкой этого нанимате­ля или договором о взаимодействии, заключенным между учреждением образования и этим нанимате­лем, а равно отказ должностного лица нанимателя в приеме на работу иному лицу, заключение трудового договора с которым является обязательным, влекут наложение штрафа в размере от 20 до 50 БВ.

Административная «ответственность за нару­шение законодательства в сфере коллективных трудовых отношений установлена ст. 9.18 КоАП.

Согласно данной статье непредставление лицом, уполномоченным в соответствии с законодательст­вом представлять нанимателя, информации, необхо­димой для ведения коллективных переговоров, вле­чет наложение штрафа в размере от 4 до 10 БВ.

Неисполнение обязательного для сторон коллек­тивного трудового спора решения трудового арбитража, Республиканского трудового арбитража влечет наложение штрафа в размере от 10 до 40 БВ.

 Действия, создающие препятствия исполне­нию своих трудовых обязанностей работником, не участвующим в забастовке,, влекут наложение штрафа в размере от 20 до 50 БВ.

 Меры административной ответственности, ус­тановленные статьей, распространяются только на физических лиц.

Ответственность за нарушение нанимателем или уполномоченным должностным лицом на­нимателя порядка и сроков выплаты заработной платы установлена ч. 1 ст. 9.19 КоАП и влечет наложение штрафа в размере от 4 до 20 БВ, а на юридическое лицо — до 100 БВ.

 Правоприменительная практика к таким на­рушениям относит не только нарушение перио­дичности и сроков выплаты заработной платы работникам, установленных коллективными дого­ворами, локальными нормативными правовыми актами организации, трудовыми договорами, за­ключенными с работниками, но и задержку окон­чательного расчета при увольнении работника, несвоевременную выплату среднего заработка за время трудового отпуска.

   Не проведение нанимателем или уполномочен­ным должностным лицом нанимателя в установлен­ных законодательством случаях аттестации рабочих мест по условиям труда, нарушение порядка прове­дения аттестации рабочих мест по условиям труда, представление нанимателем либо уполномоченным должностным лицом нанимателя документов по атте­стации рабочих мест по условиям труда, содержащих недостоверные сведения, согласно ч. 3 ст. 9.19 КоАП влекут наложение штрафа в размере от 20 до 50 БВ, а на юридическое лицо — до 100 БВ.

 В соответствии ч. 4 ст. 9.19 КоАП, за иные нарушения законодательст­ва о труде, кроме нарушений, предусмотренных ст. 9.16 — 9.18 и ч. 1 и 3 ст. 9.19 КоАП, причинив­шие вред работнику, на виновных уполномоченных должностных лиц налагается штраф в размере от 2 до 20 БВ. К числу иных нарушений в первую очередь от­носятся нарушения, касающиеся оплаты труда, та­кие как нарушения порядка применения Единой та­рифно-квалификационной сетки работников при использований ее для установления условий оплаты труда работников коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями; нарушение порядка оплаты тру­да за работу в сверхурочное время, выходные дни, государственные праздники и праздничные дни, ус­тановленные и объявленные Президентом нерабочи­ми; выплата заработной платы работникам в разме­ре ниже месячной минимальной .заработной платы, установленной, законодательством; не установление в контрактах и (или) не предоставление работникам дополнительных, мер стимулирования труда, преду­смотренных подп. 2.5 п. 2 Декрета Президента РБ от 26.07,1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укрепле­нию трудовой и исполнительской дисциплины».

 Кроме того, к числу иных нарушений законо­дательства о труде, ответственность за которые предусмотрена ч. 4 ст. 9.19 КоАП, относят и дру­гие нарушения; повлекшие вредные последствия, т.е. согласно ст. 1.3 КоАП РБ — причинение не только имущественного, но и иного вреда охраняемым КоАП РБ правам и интересам работников. К таким нарушениям можно отнести задержку выдачи тру­довой книжки при увольнении, не предоставление трудового отпуска в течение рабочего года; не пре­доставление работнику дополнительных отпусков, на которые он имеет право, и т.д..

 Следует отдельно остановиться на ст. 9.25 КоАП, предусматривающей административную ответствен­ность за нарушение требований заключения граж­данско-правовых договоров. Данная статья является специальной. Особенность ее заключается в том, что штрафные санкции устанавливаются не только в базовых величинах. Согласно этой статье несоблю­дение письменной формы гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг или создание объектов интеллектуальной собственно­сти, заключаемых юридическим лицом или индиви­дуальным предпринимателем с гражданами, а равно отсутствие в этих договорах условий, установленных законодательством, влекут наложение штрафа на ин­дивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере 10 % от суммы договора.

  Таким образом, сумма штрафа, налагаемого за указанное нарушение на индивидуального пред­принимателя или юридическое лицо, в денежном выражении может быть ниже минимального или выше максимального размеров, установленных соответственно ч. 2 и 3 ст. 6.5 КоАП.

  Однако на практике возникают случаи, когда не представляется возможным установить сумму договора ввиду отсутствия письменной формы до­говора, а также того, что она не указана в договоре либо отсутствуют другие документы, позволяющие ее установить.

 Вопрос об определении размера штрафных санкций в подобных случаях становился пробле­матичным и не был урегулирован КоАП.

 Данный пробел был устранен с принятием За­кона РБ от 28.12.2009 № 98-3 «О внесении из­менений и дополнений в некоторые кодексы Рес­публики Беларусь по вопросам уголовной и адми­нистративной ответственности», в соответствии с которым в абз. 2 ст. 9.25 КоАП было внесено дополнение, согласно которому при невозможно­сти установления суммы договора на работодателя налагался штраф в размере до 20 БВ.

 Вместе с тем Законом № 64-3 максимальный размер штрафа, налагаемого на работодателя при невозможности установления суммы договора, был уменьшен до 15 БВ.

 Право налагать штрафные санкции за перечис­ленные виды административных правонарушений законодательством предоставлено должностным ли­цам органов, ведущих административный процесс.

 Порядок ведения административного процесса установлен Процессуально-исполнительным кодек­сом РБ об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП). Так, дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, ведущих административный процесс, уполномоченные составлять протоколы об админи­стративных правонарушениях, в случаях, установ­ленных ПИКоАП (ч. 2 ст. 3.1 ПИКоАП).

 Дела об административных правонарушениях по вышеперечисленным статьям КоАП за наруше­ния законодательства о труде рассматривают:

  • районный (городской) суд (дела об админист­ративных правонарушениях, предусмотренных ст.16-9.20 КоАП, рассматривает единолично судья районного (городского) суда) (ст. 3.2 ПИКоАП);
  • Департамент государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь (далее — Департа­мент) — ст. 9.17, 9.18, ч. 1 и 4 ст. 9.19, ст. 9.20, 9.25 КоАП, протоколы о совершении которых состав­лены должностными лицами Департамента. От имени Департамента дела об административных правонарушениях вправе рассматривать дирек­тор Департамента и его заместители, начальники управлений и их заместители, начальники отделов и их заместители (ст. 3.23 ПИКоАП).

 Протоколы по делам об административных правонарушениях имеют право составлять в со­ответствии со ст. 3.30 ПИКоАП и направлять для рассмотрения в суд уполномоченные на то долж­ностные лица:

  • Департамента — по ст. 9.17-9.20, 9.25 КоАП;
  • органов государственной службы занятости населения — по ст. 9.15, 9.16 КоАП;
  • органов государственной экспертизы усло­вий труда — по ст. 9.14, ч. 3 ст. 9.19 КоАП.

 При этом протоколы по делам об администра­тивных правонарушениях, составленные должно­стными лицами Департамента, рассматривают они же самостоятельно. Протоколы, составленные должностными лицами органов государственной службы занятости населения и органов государст­венной экспертизы условий труда, направляют для рассмотрения в районный (городской) суд.

 Так, должностные лица Департамента — государ­ственные инспекторы труда в случае неисполнения, ненадлежащего или несвоевременного исполнения уполномоченным должностным лицом работо­дателя требований об устранении выявленных нару­шений законодательства о труде и об охране труда, изложенных в обязательном для исполнения пред­писании установленной формы, выданном уполно­моченному должностному лицу работодателя, составляют протокол об административном право­нарушении, предусмотренном ч. 1 ст; 23.1 КоАП, и направляют для рассмотрения в суд.

 Неисполнение, ненадлежащее или несвоевре­менное исполнение выраженного в установленной законодательством форме требования должност­ного лица, осуществляющего государственный контроль и надзор, либо непринятие мер к устра­нению указанных в них нарушений влекут преду­преждение или наложение на должностное лицо штрафа в размере до 20 БВ (ч. 1 ст. 23.1 КоАП).

  Дело об административном правонарушении рассматривают в 1 5-дневный срок со дня получения судьей, должностным лицом органа, ведущего адми­нистративный процесс, уполномоченными рассмат­ривать дела об административных правонарушениях, протокола об административном правонарушении и других материалов дела (ч. 1 ст. 11.2 ПИКоАП).

 Рассмотрев дело об административном право­нарушении, суд, орган, ведущий администра­тивный процесс, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, вы­носят постановление (ч. 1 ст. 11.9 ПИКоАП).

   По делам об административных правонаруше­ниях за нарушения законодательства о труде могут быть вынесены следующие виды постановлений, предусмотренных ст. 11.10 ПИКоАП:

  • о наложении административного взыскания;
  • прекращении дела об административном правонарушении.

 Постановление о прекращении дела об ад­министративном правонарушении выносят при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 9.6 ПИКоАП.

 Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окон­чании рассмотрения дела (ст. 11.11 ПИКоАП). По ходатайству лица, в отношении которого оно вы­несено, его представителя, защитника им под рас­писку вручают копию постановления по делу об административном правонарушении.

 Копия постановления по делу об администра­тивном правонарушении в течение 3 дней должна быть вручена или выслана заказным письмом лицу, в отношении которого оно вынесено, в случае от­сутствия указанного лица при рассмотрении дела об административном правонарушении.

 Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, его представите­лем, защитником (ст. 12.1 ПИКоАП). Постановление о прекращении дела об административном право­нарушении может быть также обжаловано руководите­лем органа, направившего дело об административ­ном правонарушении на рассмотрение в суд.

 Постановление по делу об административном правонарушении может быть опротестовано про­курором.

 Также могут быть обжалованы (опротестова­ны) не вступившие в законную силу постановления органа, ведущего административный процесс по делам об административных правонарушениях за нарушения законодательства о труде, в вышестоя­щий орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд, постановление суда — в вышестоящий суд (ст. 12.2 ПИКоАП).

 Жалоба (протест) направляется в суд, орган, вынесший постановление по делу об админист­ративном правонарушении. Поступившая жалоба (протест) в течение 3 суток направляется вместе с делом в суд, орган, которому она адресована и который уполномочен рассматривать ее в соответ­ствии с ч. 1 ст. 12.2 ПИКоАП.

  С жалоб, подаваемых в суд на постановления по делам об административных правонарушениях, за исключением жалобы на постановление о пре­кращении дела об административном правонару­шении, вынесенное по окончании подготовки дела об административном правонарушении к рассмот­рению, взимается государственная пошлина в со­ответствии с законодательными актами. Неуплата государственной пошлины влечет возврат жалобы лицу, её подавшему.

 Из приведенной нормы следует, что не всту­пившие в законную силу постановления органа, ведущего административный процесс, могут быть обжалованы только 1 раз — в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

 Следует также иметь ввиду, что жалоба на по­становление по делу об административном право­нарушении может быть подана только одному и рассмотрена только одним вышестоящим долж­ностным липом. Порядок, при котором в случае отказа в удовлетворении жалобы лицо, в отноше­нии которого вынесено постановление, имело бы право обратиться с такой же жалобой к другому должностному лицу, вышестоящему по отношению к ранее рассмотревшему жалобу, законодательст­вом не предусмотрен.

  В то же время обращение с жалобой на поста­новление по делу об административном право­нарушении к вышестоящему должностному лицу и принятие должностным лицом решения по жалобе лишают лицо, в отношении которого оно вынесено, права обжаловать постановление еще и в суде.

  Срок обжалования и опротестования поста­новления по делу об административном право­нарушении установлен ст. 12.4 Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП).

  Так, жалоба (протест) на постановление по делу, об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня объявления поста­новления, а лицом, в отношении которого вынесе­но постановление, отсутствовавшим при рассмот­рении дела, — не позднее 10 суток со дня получения постановления (ч. 1 ст. 12.4 ПИКоАП).

  Жалоба (протест), поданная с пропуском сро­ка, возвращается лицу, подавшему жалобу или принесшему протест.                                                                                 ,

  Жалобу (протест) на постановление по делу об административном правонарушении за нарушения законодательства о труде рассматривают судья, должностное лицо, уполномоченные рассматри­вать жалобу (протест), в месячный срок со дня ее поступления (ст. 12.7 ПИКоАП).

  Суд, должностное лицо, уполномоченные рас­сматривать жалобу (протест), при рассмотрении жалобы (протеста) на постановление по делу об административном правонарушении — принимают одно из следующих решений:

  • оставляют постановление без изменения, а жалобу (протест) — без удовлетворения;
  • отменяют постановление и прекращают дело;
  • отменяют постановление и направляют лело на новое рассмотрение;
  • отменяют постановление полностью или в части и разрешают вопрос по существу;
  • изменяют меру и вид взыскания в пределах, предусмотренных Особенной частью КоАП, таким образом, чтобы взыскание не было усилено;
  • отменяют постановление и направляют дело на рассмотрение компетентного органа, если по­становление по делу об административном пра­вонарушении вынесено лицом, не правомочным решать данное дело (ст. 12.9 ПИКоАП).

  Копия решения по жалобе (протесту) на по­становление по делу об административном право­нарушении в течение 3 суток высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, а. потерпевше­му — по его просьбе. О результатах рассмотрения протеста в тот же срок сообщается прокурору.

  Постановление суда, должностного лица, уполномоченных рассматривать жалобу (протест), вступает в законную силу немедленно после его вынесения (ст. 12.10 ПИКоАП).

  Вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении за нарушения законодательства о труде может быть пересмотрено по жалобе лиц, указанных в ч. 1 ст. 12.1 ПИКоАП, если оно обжаловалось до вступ­ления его в законную силу, либо по протесту про­курора (ст. 12.11 ПИКоАП).

 Постановление по делу об административном правонарушении, обжалованное до вступления его в законную силу в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), может быть пересмотрено су­дом, а обжалованное до вступления его в законную силу в суд, — председателем вышестоящего суда.

 Жалоба (протест) на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу по­становления по делу об административном пра­вонарушении. Не подлежит рассмотрению жалоба (протест), поданная по истечении указанного срока.

 Штраф должен быть уплачен физическим ли­цом или индивидуальным предпринимателем, под­вергнутыми административному взысканию, не позднее 1 месяца со дня вступления в законную силу постановления о наложении штрафа, юриди­ческим лицом — не позднее — 15дней со дня вступ­ления в законную силу постановления о наложении штрафа, а в случае обжалования (опротестования) такого постановления — не позднее 1 месяца со дня уведомления об оставлении жалобы (протеста) без удовлетворения (ч. 1 ст. 15.3 ПИКоАП).

 При неуплате штрафа индивидуальным пред­принимателем, юридическим лицом в указанные сроки копия постановления о наложении адми­нистративного взыскания направляется в банк и (или) небанковскую кредитно-финансовую орга­низацию для взыскания суммы штрафа из денеж­ных средств или доходов индивидуального пред­принимателя, юридического лица.

В случае неуплаты штрафа лицом, подвергну­тым административному взысканию, в срок, уста­новленный ст. 15.3 ПИКоАП, и невозможности взыскания штрафа в порядке, установленном ч. 3 ст. 15.3 ПИКоАП, в связи с отсутствием средств на счету индивидуального предпринимателя, юри­дического лица должностное лицо органа, испол­няющего постановление о наложении админист­ративного взыскания, направляет представление о принудительном взыскании штрафа, копию постановления о наложении административного взыскания и другие документы, необходимые для осуществления исполнения, в суд по месту жи­тельства либо месту пребывания (месту нахожде­ния) лица, подвергнутого административному взы­сканию, либо месту осуществления хозяйственной деятельности лицом, подвергнутым администра­тивному взысканию, либо по месту нахождения его имущества. Представление о принудительном взыскании штрафа, наложенного на физическое лицо, направляется в районный (городской) суд, а представление о принудительном взыскании штра­фа, наложенного на индивидуального предприни­мателя или юридическое лицо, — в экономический суд или иной государственный орган в соответст­вии с законодательством.

 

                                                              А.С. Якимович                                                 

      

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.