«Напеў зямлі маёй»

Представить всю этнографическую особенность Житковщины, собравшуюся в городском центре культуры в минувшее воскресенье, пожалуй, не по силам даже самому смелому воображению. Но тем не менее, в этот день зал пестрел яркими самобытными костюмами, звучал на разные голоса народными песнями, демонстрировал фрагменты обрядов, бросая вызов размеренному выходному.

Именно так выглядел впервые состоявшийся в региональном ракурсе районный смотр-конкурс песенного мастерства «Напеў зямлі маёй», организованный методическим центром отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи.

Себя показать и на других посмотреть съехались восемнадцать коллективов из всех уголков малой родины. Полярность платьев и головных уборов подчеркивала отличие того или иного поселения. Не говоря уже о представленном репертуаре и исполнении. Если говорить о тенденции объединяющей, то здесь, наверное, можно выделить цветовую гамму костюмов. Преимущественно белые, красные, зеленые и сиреневые тона по-разному гармонировали в своеобразных орнаментах. Но теплом из детства привлекали женщины в вышитых блузах и передниках, с повязанными на головах платками. Без пафоса и вычурной нарядности они уже внешне демонстрировали тот самый фольклор.

Для Туровской зоны характерны своеобразные корсеты и кокошники, с ниспадающей назад тканью, для иных – плотные жилеты и украшения из бус. В общем также отличались и песни. Их представляли по две, первую чаще акапельно, а вторую под аккомпанемент гармони или другого близкого к народу инструмента. Если внимательно вслушаться в мотивы и слова, то предстанут искусно выдержанные сюжеты. Здесь вам и татары-вороги, и несчастная любовь, и протест матери женитьбе сына на вдове-ворожее. И, конечно же, труд на ниве и много чего, пережитого белорусами за многовековую историю. Почти в каждом вокальном рассказе упоминается полесская природа – зеленая или шелковая травушка, верба, ромашка, зозуля и, конечно же, бульба.

Однако в это сплетение коллективы вносили и свой собственный колорит. Например, ансамбль «Стрэчанне» исполнил песню «Чувер-вер», в которую предки синтезировали   «Во поле береза стояла». Но выглядело это по-белорусски органично. А «Сваты» порадовали авторской работой Василия Корольца «Вясковы вечар». Чем не фольклор? «Жытніца» удивила зрелищностью, создав целый мини-спектакль к белорусской шуточной песне «Вазьму я казыла».

Безусловно, такая уникальная возможность, а практически все фольклорные коллективы собрались в одном месте — редкая удача для зрителя. Живое исполнение, национальный акцент, местный колорит — это вам не фонограмма и даже не плюсовка с минусовкой.

А при подведении итогов, реакцию зрителей, например, на выступлении фольклорно-этнографического ансамбля «Сцвіжанка» из Семурадского сельского клуба, обозначил председатель жюри, начальник отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Сергей Агиевич, выразив емко: мурашки по коже.

О каждом из представленных коллективов можно говорить долго и лестно, потому так нелегко пришлось судьям. Тем не менее, конкурс предполагает победителей. В этот дебютный раз ими стали ансамбль народной песни «Жытніца» городского центра культуры, получив диплом первой степени; вторую позицию занял народный ансамбль народной песни «Сваты» районного центра фольклора; замкнул тройку лидеров народный вокальный ансамбль «Ярок» Туровского дома культуры.

Также жюри отмечены лучшие исполнители в двух номинациях. За лучшее исполнение акапело диплома удостоен фольклорно-этнографический ансамблю Семурадского дома культуры «Сцвіжанка», а за творческое мастерство и сценическое олицетворение песенного мастерства поощрен фольклорно-этнографический ансамбль Погосткого клуба-библиотеки «Міжрэчча».

Особое мнение

Людмила Гриб, директор районного центра народного творчества и организации культурного досуга населения

— Смотр-конкурс у нас прошел впервые и очень символично, что провели мы его именно в Год малой родины. Цель мероприятия — развитие и популяризация песенного, повышение исполнительского мастерства любительских коллективов, расширение репертуара лучшими произведениями. Хотелось, конечно, всех наградить, однако конкурс носит соревновательный характер. Но всех артистов мы по-своему отметим.

Ирина Глушец, ведущий методист по этнографии и фольклору Гомельского областного центра народного творчества, член жюри

— Мне понравилось, что многие коллективы представляли старинную местную манеру пения, а репертуар состоял преимущественно из присущего именно вашей местности народного творчества. И особенно впечатлило то, что была представлена традиция мужского пения, причем на очень хорошем уровне. Ведь Полесье – единственный регион Беларуси, сумевший сохранить яркость и самобытность мужского исполнения.

Валентина ПОКОРЧАК

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.