Семиклассница Анна Седельник Туровской СШ №2 стала абсолютной победительницей ІІ республиканской олимпиады по читательской компетентности

Приятная новость пришла из Туровской СШ №2. Ее семиклассница Анна Седельник стала абсолютной победительницей ІІ республиканской олимпиады по читательской компетентности для учащихся 4-9 классов “Читатель + профессия”. На первом этапе состязания, проходящего дистанционно через интернет, ее участникам предлагалось ответить на ряд вопросов по тексту, а на втором – написать эссе-отзыв на литературное произведение (книгу К.Курбатова «Пророк из 8-го «б», или Вчера ошибок не будет»).

Предлагаем вашему вниманию работу Анны.

Ответственность выбора

Я думаю, не найдется человека,

 который не знал бы сказку о Колобке… Веселый круглый Колобок…

Всем известно, какая беда

с ним приключилась.

Помню, в детстве я очень расстраивалась каждый раз, когда мама читала мне эту сказку. Ощущение несправедливости того, что произошло с круглым героем, не давало покоя детскому сердечку. Кто в ответе за то, что от колобка остались рожки да ножки? Может, виновата голодная Лиса, съевшая несчастного Колобка? Или за ситуацию отвечает бабушка, которая оставила Колобка без присмотра… В то, что виноват сам Колобок, убежавший в дремучий лес, как-то не хотелось верить. Гораздо позже пришло осознание того, что сказки («Волк и семеро козлят», «Петух и кот», «Морозко» и др.) учат отвечать за свои поступки, показывают, что любое решение, любой выбор имеет последствия, и не всегда хорошие. К счастью, по законам жанра, добро в сказках чаще всего побеждает зло.

Совсем другая «сказка» о Гремиславе Карпухине, герое повести К.Курбатова «Пророк из 8-го «б». Историй о перемещении во времени в литературе немало, еще больше их в кино. Обычно это веселые приключения, нелепые ситуации, в которые попадают герои-перемещенцы. Но повесть К.Курбатова отличается от забавных похождений путешественников во времени.  Здесь главный герой возвращается в прошлое сознательно, чтобы исправить ошибки последних десяти лет жизни, и тем самым изменить свое будущее. С самого начала понятно: ничего у него не получится, уж слишком неприятный этот Карпухин. На первый взгляд, автор специально не дает герою шанса что-либо исправить. Ну как можно чего-то добиться, живя в грязи с вечно орущей мамой-скандалисткой и отцом, которому ни до чего нет дела?! Такой пример не самый лучший для подражания. Да и обстоятельства складываются не в пользу Гремислава: из школы выгнали, в институт не поступил, любимая девушка ушла, женился на нелюбимой, работы интересной не нашел… Т.е. писатель хотел сказать, что все в жизни человека решено заранее и не надо даже пытаться изменить что-либо? Но я думаю, что проблема гораздо глубже. Ведь Гремислав даже не замысливался, почему его жизнь складывается так нелепо. Конечно, всегда легче  найти «крайнего», который виноват во всех неудачах. Но ведь никто не мешал Карпухину убраться в квартире, не мешал добросовестно учить уроки. Исправляя какие-то незначительные детали, избегая мелких неудач, герой не понимает, что менять надо себя, свое отношение к жизни.

Сначала я не поняла, почему именно это произведение предложили для чтения в олимпиаде, тематически связанной с выбором профессии. И только закрыв последнюю страницу, осознала, что речь в повести идет о выборе, ежедневном выборе каждого из нас. Произведение написано давно, но хорошая книга тем и отличается, что поднимает проблемы, актуальные для всех времен и народов. И когда читаешь, как Гремислав обвиняет весь мир в своих бедах, становится даже как-то жутковато, потому что такие люди на самом деле существуют, живут рядом с нами. И я знаю немало таких… Но у каждого возраста свои ошибки и достижения, именно через них мы учимся и становимся такими, какие есть, чтобы потом учиться дальше, учиться постоянно.

Главная мысль повести К.Курбатова: человек сам творец своего будущего, своей судьбы. Ведь жизнь – это ряд выборов: повседневных, бытовых и серьезных, от которых зависит будущее. И особенно это важно помнить при выборе профессии. Ведь это одна из первых важных задач, с которой сталкивается человек на своем пути. Слишком многое зависит от того, с каким делом свяжешь свою жизнь. Профессий очень много, поэтому сделать правильное предпочтение бывает сложно. Но не стоит выбирать дело, которое тебе не нравится. Не надо выбирать профессию по настоянию взрослых, за компанию с друзьями, ради большой зарплаты или из-за популярности. Самое главное, чтобы тебе нравилось то, что ты делаешь. Поэтому здесь нельзя быть легкомысленным и безответственным, и тем более ждать, что кто-то другой сделает выбор за тебя. Отвечать за правильность или неправильность таких решений мы обязаны сами, осознавая, что это долг перед собой, а не перед кем-то еще: друзьями, родителями, обществом. Человек должен с юности учиться принимать решения, нести за них ответственность. И уметь самостоятельно отвечать за ошибки, если выбор был неправильным. А история Гремислава Карпухина – это повод задуматься: в правильном ли направлении я иду, всегда ли хорош мой выбор?

Быстро бежит время. Еще вчера взрослые улыбались, услышав, что, когда вырасту, буду принцессой. А сегодня мама вздыхает и хмурится, считая, что я безответственно отношусь к своему будущему. Но я уверена, что когда придет время,  сделаю правильный выбор. Ведь, как сказал кто-то их великих: нельзя вернуться в прошлое и изменить свой старт, но можно стартовать сейчас и изменить свой финиш.

Чтобы не искать потом архитектора, который во всем виноват…

Р.S. Школьница по итогам олимпиады получила три почетных диплома — за оба этапа и абсолютную победу. Ее учитель Татьяна Земляник отмечена благодарностью.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.