Проживая годы за родных

В ее дома всегда вкусно пахнет свежевыпеченным хлебом, а у порога стоят тапочки для любимых гостей, чтобы ноги на старом деревянном полу не замерзали. Она согреет вкусным чаем с малиной и теплом своей души, поделится последним с близкими и никогда не оставит в беде чужих. Все это о моей прабабушке, Анастасии Колесной, которая этим летом, если Боженька позволит, отметит 93-й день рождения.

Я часто прихожу к ней, делюсь радостями и горестями, принимаю мудрые советы и любуюсь необыкновенной, доброй красотой женщины, которая пережила то, что нашему поколению не привидится в самом страшном сне.

Каждый раз, когда наведываю дорогую бабушку, знаю, что услышу от нее еще один рассказ о войне, стечении обстоятельств, по вине которых ей когда-то пришлось рано стать взрослой и обеспечивать себя самостоятельно. И пусть совсем недавно Парфеновна уже делилась со мной своими переживаниями, да что уж там, я их знаю практически наизусть, это не имеет никакого значения. Главное, что из всех 12 правнуков лишь со мной ей хочется об этом говорить, лишь мне посчастливилось знать ее тайны.

 

«Беги, Настенька!»

Отца Анастасии Колесной забрали еще в 1939-ом, репрессировали за то, что считался богатым.

Семья героини была действительно обеспеченной и с финансовой стороны бед не знала. Настоящее горе нашло их в военные годы. Фамилия воспитывала восемь детей. По соседству жили тети и дяди Насти, все родственники девочки селились именно там, в Тонеже, что в Лельчицком районе. Мужчин быстро забрали на войну, на селе остался лишь слабый пол с детьми.

В 1943-м в деревню пришли оккупанты.

– Помню, как в дом вбежала мама и в попытках быстрее нас вывести со двора в сторону леса захлебывалась слезами. Всех жителей отправляли к церкви, а впереди слышалась стрельба из пулемета и громкие крики. Мама отвлекла немца, что шел рядом с нами, поцеловала меня, прошептав: «Беги, доченька, беги!». Помню, как ее горькие слезы отпечатались на моей щеке, каким нежным и в тоже время волнительным казался взгляд, когда я отпустила ее руку. На второй она держала мою маленькую сестренку. Тогда я видела семью живой в последний раз.., – не сдерживая слез, рассказывает бабушка.

– Потянув за собой подружку, я выбежала из толпы и изо всех сил старалась оказаться подальше от немцев. Нам в след стреляли. В какой-то момент двигаться стало труднее, напарница тащила меня назад. Обернувшись, я увидела ее без головы, бездыханное тело рухнуло на землю. Из-за шока не помню, как продолжила путь до укрытия, в ушах до сих пор слышен дикий плач людей в огне, звуки стреляющего оружия. Было шумно, страшно…

Оккупанты сожгли деревню 6 января, а вместе с нею в местной церкви живьем спалили 261 жителя. Среди них – все близкие моей бабушки. Она, вместе с остальными сбежавшими, провела ночь в лесу.

– На следующее утро я вернулась на пепелище. Двери полуразрушенного храма были закрыты, со щели у порога в огромную лужу медленно стекала кровь. Я нашла там тело мамы, братьев и сестер, легла рядом с ними и не верила, что все это произошло с нами. За что наказали родных? Почему Бог оставил лишь меня, как жить дальше, куда идти? Как это – не видеть больше маминой улыбки, не засыпать с ней рядом и не играться беззаботно с маленькими Федей и Герасимом…

В лесу сбежавших все же нашли немцы, повели на Туровскую землю, оставили жить в Семурадцах.

– С отцом своей дочери я познакомилась именно там. Его тоже забрали на фронт. Как только родила Нину, буквально пару дней прошло, с матерью гражданского мужа пытались сбежать в другое село, но враги догнали и повели на Озераны, а затем на Туров. На дворе царила зима. Мне было трудно двигаться, отставала. Немцы разозлились и бросили вместе с малышкой в канаву. В ледяной воде провела недолго, но достаточно, чтобы после больше не иметь детей. Слава Богу, Нине удалось выжить.

 

Война закончилась

После смерти Коли (отца ребенка), его родительница была не в восторге от невестки, у которой за душой имелась лишь корова, что вручил Насте колхоз, да и та, по ее словам, не давала молока. Свекровь переселила ее вместе с внучкой к одинокой знакомой, позже в хозяйстве выделили копу пшеницы и жита, стала потихоньку разживаться. Настя заимела свое хозяйство, пару свиней, кур, участок засеяла.

Кормилицу-корову обменяла на небольшую хатку, самостоятельно устраивала жизнь. Мужчин знать не хотела, на любовь не разменивалась, поняла, что главная ее задача – поставить единственную кровиночку на ноги, чтобы та ни в чем не нуждалась. За молодость не имела ни одного красивого платья, не съела вкусного, не танцевала. День проводила в поле с утра и до ночи. Такому упорству и трудолюбию завидовали многие, распускали сплетни, не верили, что всего добивается сама. Мужчины считали Анастасию самой красивой женщиной на селе. И, судя по фотокарточкам из прошлого и рассказам соседей, так оно и было. Русоволосая и голубоглазая, с румяными щечками, фигуристая, она не давала покоя сельчанам. Но, как говорится, собаки лают, а караван идет.

Спустя время в Семурадцах ей выделили участок с местом для огорода, куда Анастасия Парфеновна перенесла дом. Достойного мужчину встретила лишь в 55, в момент, когда наведывала знакомых в Тонеже.

– Помню, Кермаш был. Иван из Житковичей тоже приезжал в Лельчицкий район. Узрел меня, заинтересовался. Его первая жена умерла от болезни. Стали вместе жить, переехали в Туров. Так до старости с ним и пробыла, целых 17 лет. Это время казалось самым спокойным в жизни: дочь повзрослела, вышла замуж, свой дом был, хлеб на столе тоже. Помогали друг другу растить внуков, счастливый царил час, мирный. Ваня умер, когда мне было 72.

 

До ста лет

Все удивляются, как ей в свои 92 удается сохранять жизненные силы, разум и искрящийся неимоверной радостью взгляд. Ответ на этот вопрос она и сама не знает, но предполагает, что такой долгий век проживает за своих родных, ведь жестокая смерть забрала их совсем рано. Именно несправедливо погибшие отец и мама, братья и сестры благоволят ей, поддерживают с небес.

После долгих рассказов и душевных разговоров она проводит меня до самой калитки, улыбнется, поцелует, пожелав удачи. И каждый раз напомнит: стоит ценить все то, что имею, и никогда не отчаиваться. А после, не спеша к телевизору и радио, присядет на скамейку у порога, и станет вновь вспоминать о былом, выбирая, чем поделиться с любимой правнучкой в следующий раз.

Именно благодаря ей на свет появилась прекрасная дочь Нина, пятеро достойных внуков, 12 чудесных правнуков и семеро очаровательных праправнуков.

Диана Черная

Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.