Задача с известными директору

Для всех промышленников региона нынешний год стал своеобразным экономическим испытанием по ряду общих причин. Но Житковичский лесхоз, несмотря на разгулявшийся по миру вирус, закрытые границы, темповое строительство пеллетного завода, сумел не только удержать плановую цифру экспорта, но и приплюсовать. При том, что основной задачей остаётся прочный фундамент будущего, что закладывают по кирпичику – восстановление зелёного оазиса. О достижениях и особенностях, секретах менеджмента одного из градообразующих предприятий рассказал его директор Михаил Левкович.

— Михаил Владимирович, у вас не бывает штиля?

— Преодоление препятствий, оперативное решение задач, развитие — естественный прогресс. Если работа входит в колею однообразия, становится скучно. Хотя нынешний год в связи со строительством пеллетного завода для нас оказался очень продуктивным. При сроках почти в год мы сумели запустить производство за семь месяцев. Конечно, в связи с коронавирусом возникали вопросы по поставке оборудования из Польши. Перед этим подвели проектировщики, не разработав своевременно документацию, пришлось разрывать договор с одной фирмой и выстраивать процесс с другой. А дату открытия никто не отменял. У нас на предприятии за три месяца больше десяти раз побывал министр лесного хозяйства Республики Беларусь, посещал лесхоз Генеральный директор объединения, поддерживали, советовали. В общем, коллективу скучать не пришлось.

— Как при этом удалось нарастить объёмы экспорта?

— Эпидемиологическая ситуация не особо отразилась на экономике. Пеллет – востребованный продукт на европейском рынке. К тому же, наши прибалтийские партнёры увеличили закупки, что, конечно, радует. Также сотрудничаем и с другими странами, включая тот же Китай. Конъектура меняется, а спрос диктует предложение. Важно за процессом успевать. Если несколько лет назад финансовую составляющую обеспечивала деревообработка и наш цех приносил доход, то сегодня нам дешевле и выгоднее продавать древесину без затрат на изготовление лесоматериалов. А вот щепа, по сути являясь отходом производства, приносит прибыль. Мы рассчитываем, что в общей совокупности два участка пеллетного завода будут давать нам порядка 450 тысяч евро в месяц. Иными словами, сегодня они способны обеспечить заработную плату предприятию.

— Михаил Владимирович, а короед решил отступить?

— Единичные случаи ещё встречаются, но мы тщательно отслеживаем и пресекаем санитарными вырубками. Ситуация под контролем и массового распространения, к счастью, не наблюдается. Конечно, восстановление насаждений – сегодня основная задача. Только с начала 2020-го мы создали 486 гектаров новых лесов. Для сравнения, в минувшие годы восстанавливали 250-300 га. Часть насаждений обеспечили путём посева сосны, другую — с закрытой корневой системой, что составляет максимальный процент приживаемости.

— Если вспомнить ещё одно направление деятельности — охоту и туризм.

— Вот эта сфера в связи с закрытием границ в Европе и карантином в России у нас пострадала. Поэтому делаем ставку на отечественных любителей указанного досуга. Кроме промысла на птицу и зверя у нас имеется ряд экскурсий: историко-экологическая, колесно-гужевая (автобусная).  Шесть километров маршрут и ещё семь по воде… Это и правда интересно. К тому же, ещё в 2016-ом мы построили охотничий вольер, где обитают косули, олени, лани, лось. Кстати, не обязательно приходить за трофеем, здесь можно устроить и прекрасную фотоохоту.

— Говорят, в лесу всё чаще можно встретить краснокнижную рысь?

— Популяция любого зверя, если её не контролировать, растёт. У нас, к слову, как-то рысь стала наведываться в вольер, охотясь на косуль. Причём, ради забавы, придушит зверя и бросит. Но мы установили знак (шутит директор — авт.) «Рыси вход запрещён», поняла.

— Михаил Владимирович, в лесхозе трудятся около пятисот человек, у которых семьи, дети (можно умножить минимум на три). Хороший итог работы — следствие грамотного управления. Есть ли формула?

— На счёт формулы не знаю, но как руководитель ценю исполнительность и профессионализм. Причём первое качество важнее второго. Профессионализм можно наработать с опытом, а дисциплинированность либо есть, либо нет. И ещё не ставлю коллегам задачи, которые не знаю, как решить сам. То есть прежде, чем обозначить для человека цель, я должен видеть механизм и путь её достижения.

Золотые отходы

Полгода понадобится новому пеллетному заводу Житковичского лесхоза, чтобы выйти на полную мощность, уверяет его начальник Александр Шабаев (на снимке справа). А для полной окупаемости вложений требуется шесть лет. Сегодня здесь ещё работают в пуско-наладочном режиме, производя продукцию со скоростью 2,5 — 3 тонны в час. В компетенции Александра Егоровича — два участка, на которых заняты больше 20 человек.

— Два цеха, первый построен в 2008 году, выдают одну и ту же продукцию, — подчёркивает руководитель подразделения, — а оборудование и сам цикл производства разительно отличается.

Что говорить — технический прогресс налицо. Сегодня с минимальными затратами (сырьё-то вообще когда-то считалось отходами, для размещения которых на свалке приходилось даже доплачивать) — максимальная выгода. Конечно, к пеллетному заводу на предприятии самое пристальное внимание. Расфасованные по тонне в огромные мешки пеллеты готовы обернуться звонкой монетой. Они на старте в Европу.

умная экономика

В нынешнем сентябре экономист по заработной плате Житковичского лесхоза Наталья Волынчиц (кстати, награждена Грамотой Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь) отметила производственный юбилей. Ровно 20 лет назад практически со школьной скамьи она влилась в дружную атмосферу… Залютичиского лесничества, правда, бухгалтером. Только вникла в дебет-кредит, как пришлось отправиться в эпицентр «зелёной» жизни, став лесником.

— Посадка деревьев, заготовка, мне нравилось, — доброжелательно улыбается Наталья Алексеевна, сегодня о зарплате предприятия знающая всё, поскольку не только прогнозирует рост, соотнося с нормативами, но и контролирует правильность начисления. — Мои родители тоже ведь трудились в лесной отрасли — папа водителем, мама бухгалтером.

В общем, когда Наталья Волынчиц пришла в плановый отдел лесхоза, все циклы знала не понаслышке. Кроме того, она отлично ориентируется в коллективном договоре, он ведь, после законодательства, главный документ финансовых взаимоотношений на предприятии.

— Бухгалтерия — точная наука, и слегка, может, суховато-официальная, — размышляет Наталья Алексеевна, — экономика, конечно, тоже требует скрупулёзности, но в ней есть творческий процесс и очень важна стратегия и тактика.

Кстати, профессия, уверяет женщина, приучила к рачительности и в жизни. Это же очевидно, что нельзя тратить больше, чем зарабатываешь. При таком раскладе предприятие вылетит в трубу, а семейный бюджет не сможет залатать материальные дыры. Вот такая экономика.

Житковичский лесхоз на внутренний рынок поставляет лесоматериалы, фанерное бревно, балансы, дрова. Из продукции лесопиления отгружается сырой, сухой и строганный пиломатериал, топливные гранулы, щепа. На внешнем рынке реализуются колья оцилиндрованные и окоренные, сырые и сухие обрезные пиломатериалы, пиленые заготовки, топливные гранулы, щепа топливная, сырьё древесное технологическое.

Валентина ПОКОРЧАК.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.