Самый старший прапорщик

Когда в районном центре военный городок был

Житковичи, благодаря 369-му ракетному полку 33-й мозырской гвардейской ракетной дивизии стратегического назначения, базировавшемуся до 1997 года в нашем городе, стали родиной для многих офицеров и прапорщиков, вышедших в отставку и оставшихся здесь. Один из них — Михаил Огарков.

Первые годы

На службу Михаил Сергеевич пришёл в годы становления ракетных войск. Уроженец Белгородской области прибыл в наш город прямо из военкомата. В Житковичах и проходил курс молодого бойца, постигая азы ракетных войск. Три года службы проходили в первом дивизионе в четвёртой батарее. На тот момент он дислоцировался на территории нынешнего моторостроительного завода.

Рассказывая о своём пути, пройденном в ракетных вой-сках, ветеран отмечает:

— Уже нет той секретности, десятилетиями окутывавшей всё, что связанно с самым грозным и совершенным ракетно-ядерным оружием в мире.

Михаил Огарков на срочной службе застал ещё стационарные ракетные комплексы. Техника надёжная, но подготовка к запуску — около двух часов. Спустя 34 года службы, а именно такой стаж за плечами у старшего прапорщика в отставке, на вооружении стояли комплексы, готовые нанести удар по противнику в считанные минуты.

Молодого солдата заметили сразу. Ему, ещё ефрейтором, доверили исполнять обязанности старшины.

— В годы моей службы полк возглавлял Вадим Неделин, будущий заместитель командующего ракетными войсками стратегического назначения. Он являлся племянником Героя Советского Союза, главного маршала артиллерии и первого Главнокомандующего РВСН Митрофана Неделина. Буквально перед демобилизацией он меня лично вызвал и предложил остаться на сверхсрочную. Как такому человеку было отказать? Тем более, простому солдату. Видимо, заметил во мне что-то такое, — вспоминает ветеран-ракетчик.

Отец солдатам

Сразу после этого старшине доверили проводить курс молодого бойца для 174 новобранцев. Задание довольно серьёзное, нужно было найти подход к каждому. Михаил Сергееевич справился на отлично. Не зря, даже спустя столько лет, многие подчинённые отзываются о своём старшине самыми тёплыми словами.

Уже в 1971 году, когда в СССР было введено звание «прапорщик», Михаил Огарков получил его одним из первых в полку.

— Старший прапорщик Огарков был требовательным и заботливым начальником, всегда знал нужды личного состава. Он для меня являлся примером, — своими воспоминаниями поделился бывший его боец, россиянин Виктор Редькин.

Так год за годом проходила служба Михаила Огаркова.

Особенно запомнились пуски ракет в Капустином Яру.

— Прибыли мы туда с нашими первыми комплексами. Полигон —  один из основных для отработки перспективных образцов боевого оснащения ракет стратегического назначения. Все пуски осуществлялись, как правило, ночью. После сигнала боевой тревоги расчёты отправлялись на стартовую позицию. Цель мне неизвестна, но с поставленной задачей мы справились.

Службадни и ночи

Для ракетчиков провести большую половину года вне дома дело обычное.

По словам Михаила Сергеевича, около 180 дней в году он и в семье не бывал. Постоянные выезды на предполагаемые позиции для вероятного ответного удара по противнику чередовались. Возле деревень Песчаники, Красный Бор, города Микашевичи до сих пор ещё видны капониры, в которых размещались ракетные комплексы.

— Главное на тот момент в моей службе было обеспечить личный состав горячей едой, палатки — дровами, проще говоря, обустроить быт, — рассказывает ветеран.

Так год за годом проходили будни ракетчика.

— Служба — это не только боевые дежурства и учения, но и сама жизнь в военном городке. Была одна большая дружная семья, стремившаяся обеспечить надёжное дежурство ракетного полка. Он был многонациональным, и мы все вместе стояли на страже рубежей нашей общей Родины, — говорит Михаил Сергеевич.

Семейная идиллия

Со своей супругой Еленой Андреевной он познакомился уже здесь. Она уроженка деревни Песчаники, рядом с которой и распологались позиции. Как супруги живут, говорит только то, что даже спустя пятьдесят лет брака она смотрит на него ласковыми  добрыми глазами. Именно на её плечах лежал надёжный тыл старшего прапорщика.  Вместе вырастили и воспитали двоих детей. Сын, по началу желавший связать свою жизнь с армией, всё-таки выбрал гражданскую профессию и живёт в Луганской области. Дочь — в Харькове.

Примечательно, что даже после положенных 25 лет службы командир полка просил не покидать ряды Вооружённых Сил. Так и затянулась служба.

— Самое главное было в ней — благодарность солдат, — убеждён Михаил Огарков. — Каждый из них был для меня как член семьи, который вместе с положенным довольствием должен был получить заботу и, конечно же, стать профессионалом. Именно поэтому я уделял много времени обучению подчинённых и передаче опыта, — резюмирует ветеран.

2 thoughts on “Самый старший прапорщик

  • 10.07.2022 в 23:51
    Permalink

    Старший прапоррщик Огарков тот еще черт! Здоровья ему! Настоящий СТАРШИНА! Когда наших ребят перевели в другие части — выли! У тех старшин нифига не было у нашего было все!

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.