Из практики майора Рая. Как найти подход к подростку?

Каждый может ошибиться в жизни. Но очень важно помочь человеку исправить ошибку, пока она не переросла в нечто большее. Один из краеугольных камней этой стратегии — уважение к партнеру, кем бы он ни был. Этой тактики придерживается начальник инспекции по делам несовершеннолетних милиции общественной безопасности Житковичского райисполкома майор милиции Владимир Рай. Мы спросили у офицера, насколько сложно работать с подростками в маленьком городке.

«С девушками легче работать»

Владимир Рай не сразу явился в милицию. Сначала он окончил Мозырский педагогический институт. Позже его направили в спортивную школу в своем родном городе Житковичи. И вот наступил этап, который бывает в жизни каждого парня — вызов в военкомат. Наш герой был признан годным к службе и на год отправлен во внутренние войска. Это побудило его сменить профессию. Десять лет проработал участковым инспектором. Три года назад он возглавил инспекцию по делам несовершеннолетних.

— Но навыки, полученные когда-то в институте, сейчас очень актуальны при работе с подростками. Есть известное правило: у тебя никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление о себе, — говорит Владимир Рай. — И наша задача — не запугать мальчика или девочку, а дать им понять, что мы хотим помочь им как можно быстрее сойти с кривой дороги. Что может быть лучшим результатом этой работы? Конечно, если молодой человек больше не нарушает закон. Но если он встречает вас на улице и здоровается, делится своими проблемами, переживаниями, то это дорого стоит. Есть ребята, которые уехали учиться в другие города, получили образование, устроились на работу. Я рад за них, что они отклонились от извилистого пути, что им это удалось.

Если обратиться к контингенту, с которым предстоит работать инспектором по делам несовершеннолетних, то соотношение мальчиков и девочек распределяется примерно 80/20 — здесь действует закон Парето. В основном подростки независимо от пола попадают в поле нашего зрения из-за злоупотребления алкоголем или мелких краж. В последнее время набирают популярность кражи с помощью компьютерных технологий и вождение без прав.

Но есть отличия.

— Например, у нас был случай, когда две девушки «не поделили» парня и подрались на дискотеке. К счастью, дело закончилось легкими травмами. Но этого было достаточно, чтобы получился состав преступления. При этом следует отметить, что с девушками легче работать, — говорит Владимир Рай. — Они более зрелые психологически. И я не помню тех, кто совершал бы рецидивы. Напротив, они потом заводят семьи и живут нормальной жизнью …

Сама мать пыталась помочь сыну попасть в «спецшколу».

Но следующая история на первый взгляд кажется парадоксальной.

— Мы можем отправить подростка, который неоднократно нарушал закон, на год в специальное закрытое учебное заведение — так называемую спецшколу. В моей практике был случай, когда мама сама пыталась помочь сыну туда попасть и собрала определенную часть документов, в том числе в ускоренном порядке. Казалось бы, как такое может быть? Все просто, если посмотреть биографию подростка. Ему тогда было 16 лет. Подружился с алкоголем, попал в плохую компанию. Другого способа изолировать его не было. Его предупредили, что он может пойти в спецшколу, но «желтая карточка» парня не остановила … В целом Житковичский район не очень спокойный с точки зрения преступности несовершеннолетних, считает Владимир Рай. — Мы находимся на стыке трех направлений, что накладывает свою специфику. Например, однажды выяснилось, что подростки из соседнего Столинского района любят ездить к нам на машине, но, конечно же, без прав.

— Вам нужно работать с подростками, которые однажды оступились. Машина времени, которая отгоняет события назад и не нарушает закон, пока не изобретена. Значит, нам нужно проанализировать то, что произошло. И, конечно, сделать «задание на завтра» — чтобы молодой люди больше не попадали в поле зрения сотрудников милиции.

— Почему-то бытует мнение, что инспекторы по делам несовершеннолетних пытаются воздействовать на детей, читая им натации. На самом деле это далеко не так. Конечно, мы ведем превентивные разговоры, но в любом случае мы предлагаем не монолог, а диалог. Например, они посмотрели фильм юридической направленности и тут же вместе обсудили его, нашли ответы на все вопросы, — рассказывает Владимир Рай. — А чтобы стать ближе к подросткам, мы регулярно проводим спортивные турниры. Как только молодой человек приходит к нам, мы спрашиваем о его интересах, а затем создаем небольшие команды. У нас были соревнования по футболу, мини-футболу, волейболу. Правда, сейчас, пока зима и коронавирус, он поставлен на паузу. Хотя летом, например, туристические сборы проводятся на региональном уровне. А в Светлогорске регулярно проходят турниры по мини-футболу. Также мы стараемся организовать экскурсии для наших подопечных.

— Насколько сложно найти подход к подросткам? Каждый из них — индивидуальность …

— У нас есть три инспектора по делам несовершеннолетних. Раз в месяц обязательно встречаться с детьми. По правде говоря, с закрытыми мальчиками и девочками сложно работать. Мы не пытаемся их запугать, нет, мы говорим на равных. Считается, что если к нам пришел подросток, то это накладывает определенный отпечаток на его дальнейший жизненный путь. На самом деле это совсем не так. Условно говоря, год проработали с подростком, он признал, что был неправ, закон больше не нарушает — и претензий к нему у нас нет …

«Свояк» идет в лузу

В свободное время у Владимира Рая есть необычное, на первый взгляд, хобби — резьба по дереву. Несколько лет назад он даже сделал бильярдный стол. Прошло около двух недель — свободного времени от работы и работы по дому, к сожалению, немного. Около недели садился в кресло-качалку. Множество мелких предметов раздал родственникам, друзьям …

— Я начал играть в бильярд с другом еще в школе. Очень понравился процесс расчета удара, передвижения вдоль стола … Однажды я сидел в Интернете, смотрел обучающие ролики на тему «Сделай сам». В одном из видеороликов также было продемонстрировано, как самому сделать бильярдный стол. И меня как-то увлекла эта идея, — вспоминает Владимир Рай. — Но у меня почти не было свободного времени для работы. И тут вдруг возникла проблема с выбором помещения. Сам по себе бильярдный стол не так уж и мал по размеру, и все же вокруг него нужно постоянно ходить и не чувствовать препятствий. Пополнение в семье побудило его построить в доме второй этаж. Вот стол там и «прописался». С друзьями играю в русский бильярд, дети тоже учатся … На самом деле игра очень полезная. Развивает глазомер, аналитические навыки и иногда помогает успокоится и собраться с мыслями.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.