Щебневые дороги ведут через Житковичи

Станция перегрузки в Житковичах кажется специфически обособленной структурой. Но на самом деле, как выяснилось, представляет собою некий стратегический «пазл» или своеобразную артерию, дающую импульс движению грузов. Именно в этой части райцентра в близком соседстве соприкасаются щебень, торфобрикет, сапропель и даже щепа, чтобы по железнодорожной колее разбежаться по разным маршрутам.

 

А горы не наСТОЯЩИЕ

Терриконы – первое, что выхватывает глаз из утреннего тумана прежде, чем упрётся в гудящий тут же Амкадор.

– Сегодня не самые большие объёмы, – парирует пиететный восторг Сергей Костюк. Кому лучше знать сравнительную экономику, как не начальнику участка №2 г. Житковичи, что в компетенции щебзавода Глушковичи. Пока Сергей Николаевич повествует о количестве, качестве и географии сбыта, тракторист Александр Зайцев вместе с коллегой огромными ковшами погрузчика перемещают добрую долю ископаемого с земли в полувагон. Вдвоём производительность выше и вместо сорока минут на загрузку семидесятитонного полувагона уходит двадцать.

От Глушковичей до Житковичей – приличное автомобильное плечо – больше ста километров, потому и себестоимость такого важного для дорожников материала из-за доставки на станцию несколько выше, чем, скажем, из Микашевичей. Карьер последнего почти упирается в железную дорогу, перемещение грузов по которой (даже в нашем случае с «перекладными») всегда считалось дешевле. Впрочем, до недавнего времени и этот аспект играл опосредованную роль, а заказы на щебень, в том числе из России, достигали 1200 вагонов в месяц. Кстати, здесь именно ими родными измеряют и экспорт, и зарплату, и даже экономику этого сегмента. В детали работники, а их вместе с начальником 11, особо не вникают, но от конъюнктуры рынка и его колебаний, конечно, зависят. Ветер коронавируса, добрались и сюда. Сегодня отправляют порядка 200 полувагонов, что считается, мягко говоря, маловато. Однако всё же надеются на восстановление прежних позиций, когда Союзное государство выступало оптовым заказчиком строительного материала. Ныне же щебень в основном берут дорожники Гомельщины, в том числе и наше ДЭУ-111. А вообще, как и люди, так и три Амкадора-342, – наготове к любым объёмам погрузки.

Хозяин положения

У мастера ж.д. цеха станции перегрузки торфобрикетного завода «Житковичи» Валерия Стрехи и техники-то, если не считать кран козловой-десятитонник, нет, и народу поменьше – всего восемь сотрудников. Их с Сергеем Костюком можно было бы назвать производственными соседями, но, увы. На этом поле перегрузки ТБЗ как раз-таки хозяин. Это преимущество и повод для подтрунивания, и предмет случающихся споров. Но в целом начальники участков ладят.

– А что делить? – с долей юмора повествует Сергей Костюк, – 35 рублей за вагон – вынь да торфобрикетному положь, а ещё за аренду этой пары гектаров платим. А лет пять назад денег не брали.

– Всё по-честному: и земля наша, и 2046,6 метра широкой ж.д. колеи, это, не считая 70 км узкоколейки от поля добычи, – протестует Валерий Арсентьевич, оперируя цифрами не хуже любого экономиста. И добавляет, указывая на ухоженную окрестность станции перегрузки: там, дескать, ещё недавно вольготно себя чувствовали ивняк с лозой. Говорит, всё выкорчевали и привели в порядок. Это, кстати, не только эстетика, но безопасность и сохранность имущества.

Есть и второй повод для гордости – электронные весы, на которые ТБЗ, не поскупившись, выделил чуть больше 900 тысяч рублей. В отличие от обычных, их погрешность составляет всего процент.

– Затраты окупили уже несколько раз, – не скрывает гордости мастер. Валерий Стреха в курсе и других тонкостей железнодорожной тары. Например, вагоны взвешивали только полные, для нетто отнимая тоннаж ёмкости, установленный изготовителем, по умолчанию. Но за время пути, вагоны успели себя износить. И наш мастер, отметив, что пары старых колёс значительно тоньше новых, тоннаж пустой тары решил фиксировать перед загрузкой. Она, естественно, оказалась легче. Таким образом на одном «немолодом» вагоне, восстановив справедливость, сэкономили 1500 тонн брикета. Кажется, мелочь, а в целом-то набегают приличные деньги.

У торфяников своя математика. Двести вагонов щебня, кажущиеся малой частью для соседей, в самый раз для ТБЗ. Ныне отгружают до семи тысяч тонн брикета в месяц или четыре вагона в день. На Белорусский цементный завод, Речицкую ТЭЦ, райтопы области. Но и этого им хватает, чтобы себя, с учётом арендаторов (а есть ещё и некая минская фирма, заинтересованная в отправке отсева и щебня в РФ), прокормить.

 

Смекалистый народ

Площадка перегрузки, конечно, не бульвар Капуцинов. А в дождь и слякоть вообще там грязи по колено. В прошлом году лесхоз затеял грандиозное возведение пеллетного завода. Случаем и редкими строительными отходами воспользовался и Валерий Стреха, тактично предложив сыпать плохие опилки на болотистую территорию. Благодарность от экономии на расстоянии не знала границ. Пока сообразительный мастер не признался: теперь на площадке, утрамбованной опилками, как и хотел, сухо.

Валентина ПОКОРЧАК

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.