Что добавляют в асфальт?

Из этой трубы густой дым валит практически весь относительно тёплый сезон. Впрочем, как выяснилось, «чёрный туман» — оптический обман. Ведь над асфальтным заводом дорожно-строительного управления №21 в небо взлетают маленькие, невооружённым глазом незаметные, частицы будущего асфальта.

Щебень, битум и песок

Процесс производства простой и сложный одновременно. А без этого материала по нашим магистралям было бы ни проехать ни пройти.  Как рассказал (и показал) прораб Виктор Лавникович, для производства асфальта необходимы три основных компонента: гранитный щебень, его завозят из Микашевичей, битум и песок. Казалось бы, что такого? Смешал всё, как в миксере, и — на дорогу. Но нет, эта кухня требует опытного кулинара и выверенного рецепта.

Не успели прибыть «ингредиенты» на завод в Житковичи, как тут же их загрузили в специальный аппарат для сушки. Понятное дело, не всё сразу. Во вращающийся барабан по ленточному конвейеру и в отдельности подают песок и щебень. С торца установки — дизельная горелка, которая нагревает стенки барабана. Таким образом производится сушка находящихся внутри компонентов будущего асфальта.

Надо пошуметь

Конечно, уверяет хозяин положения, для удаления влаги можно использовать и установку с электрическим подогревом. Кстати, именно на это делают сегодня ставку производители современных заводов: экологично чистый процесс и дешевле дизельного топлива. Правда, в нашем случае используют мазут, таким образом снижая себестоимость дорожного покрытия. В целом производят здесь 60 тонн в час. Это на немецком оборудовании. А на старом украинском, грудой металла возвышавшемся до недавнего времени, выдавали вдвое меньше.

Чтобы завершить цикл, щебень и песок отправляют в барабанную установку с говорящим названием «Грохот». Это этап очистки. Компоненты проходят через решётки и фильтры, отсеиваются от мусора, крупных и мелких камней.  После обработки их загружают в бункер, где надо дождаться следующего цикла.

Лёгким движением барабана

На самом высоком месте расположился наблюдательный пункт. Там с помощью компьютерного дистанционного управления и электрических заслонок оператор Иван Ерошик отмеряет нужное количество ингредиентов для производства асфальта. Сегодня эта высота пусть и пыльная, но не такая знойная как летом. Правда, здесь в стену вмонтирован кондиционер, созданный, наверное, до «исторического материализма». Но, как ни странно, работающий, пусть и мало сбивающий и совсем не добавляющий температуру. Тем временем процесс идёт. Все компоненты двигаются по заданному маршруту и, наконец, благодаря конвейеру, оказываются в аппарате для смешивания. Битум из-за его специфических свойств доставляют отдельно по трубопроводу.  При низких t его утепляют.  Все ингредиенты при вращении в подогретом барабане перемешиваются секунд 10, уверяет Иван Михайлович. Под воздействием вращательных движений и высокой температуры происходит их полноценная «интеграция» в асфальт.

Экология – в норме

Все токсические пары выводятся системой вентиляции с фильтрами очистки загрязнённого воздуха. Контролируют производство с того самого компьютеризированного пульта управления. Конечно, признался главный инженер Сергей Романюк, завод, служащий верой и правдой ДСУ-21 почти 20 лет, несколько устарел. А система фильтрации сдаёт позиции. Потому уже в будущем году планировали её заменить на сухую.  Но не было бы счастья, да несчастье помогло. Точнее замороженное строительство магистрали Минск — Гродно до литовской границы. Причём здесь это, спросите вы? Просто там с тех пор заскучал новый асфальтный завод. Сегодня специалисты его разбирают, чтобы к концу октября установить в Житковичах. Кстати, производительность этого импортного оборудования, высотой с пятиэтажку, больше 140 тонн в час. Так что судите сами. Относительно экологии, между прочим, отмечают специалисты санэпидемстанции, нарушений  на предприятии и ныне нет: расстояние от жилых домов больше километра, выбросы не превышают норму.

— А к зиме из трубы нового завода вообще повалит белый дым, — успокаивают оскорблённое чёрным смрадом око жителей ближайших улиц рабочие.

Финишируя, готовый продукт поступает в контейнер, где отбирается небольшая его часть для тест-контроля. Здесь же в лаборатории образцы проверяют на качество. Их отправляют под пресс и таким образом оценивают состав и прочность. После ОТК горячий асфальт грузят в самосвалы, чтобы доставить на место ремонта и строительства дорог.

Любопытно.

Первая асфальтированная дорога появилась в 1830-х годах в Англии. Тогда покрытие применили для тротуаров парижского Королевского моста. А в Беларуси первая бетонно-асфальтная магистраль Минск — Могилёв построена в 1941 году.

Валентина ПОКОРЧАК

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.