ХОТИТЕ СТАТЬ БИЗНЕСМЕНОМ?

В последнее время в Беларуси активно пропагандируется предпринимательская деятельность. Один за другим открываются центры по поддержке малого и среднего бизнеса. Мы решили узнать, есть ли подобный центр в нашем районе. Наталья ШИЛО, главный специалист отдела экономики Житковичского райисполкома, ответила на наши вопросы.


— С чего начать человеку, решившему открыть собственное дело?


— В первую очередь, необходимо определиться, будет ли он работать в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица. Любая из форм имеет свои преимущества и недостатки. Если у человека недостаточно опыта и он не планирует привлекать наемных рабочих, лучше зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя (ИП). Но если он планирует заняться серьезным бизнесом, то лучше выступать в качестве юридического лица. Гражданину, решившему зарегистрироваться в качестве юридического лица, согласно Декрету Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 года №1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», необходимо, прежде всего, согласовать с регистрирующим органом наименование коммерческой или некоммерческой организации; определить предполагаемое место размещения коммерческой (некоммерческой) организации; подготовить устав (учредительный договор —для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора); сформировать уставной фонд —для коммерческих организаций. Хочу заметить, что сама регистрация производится очень быстро (в течение одного дня) и при этом необходим минимум документов. Так, для государственной регистрации коммерческих и некоммерческих организаций в регистрирующий орган (райисполком) представляются: заявление о государственной регистрации (установленной формы); устав (учредительный договор — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) в 2-х экземплярах без нотариального засвидетельствования, его электронная копия (в формате .doc или .rtf); оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины. А для государственной регистрации ИП в регистрирующий орган необходимо представить заявление о госрегистрации; фотографию обратившегося гражданина за государственной регистрацией и оригинал либо копию платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.


— Какие все-таки преимущества у индивидуальных предпринимателей?


— У ИП проще документооборот, налоговая отчетность. В некоторых случаях ИП могут платить единый налог, могут быть освобождены также от ведения учета. Однако при, казалось бы, явных преимуществах, есть и недостатки. Например, невозможность нанимать работников. Впрочем, если бизнес не высокорискованный, например, вебдизайн или консалтинг, то можно спокойно начинать с ИП.


— А как обстоят дела с юридическими лицами?


— С юрлицами дела обстоят несколько иначе. Документооборот, налогообложение и сама организация бизнеса несколько сложнее, однако есть и определенные преимущества, например, возможность использования наемных рабочих. Правда, ответственность юрлиц гораздо выше. Следует учесть еще один аспект: когда речь идет о поставке товаров, например, госорганизациям, то в выборе между ИП и юрлицом чаще всего предпочтение отдается юридическому лицу. Государственные предприятия охотнее имеют дело с организациями (фирмами), а не с ИП.


— В нашем районе кого больше — юридических лиц или индивидуальных предпринимателей?


— По состоянию на 1 октября 2010 года в Житковичском районе осуществляют деятельность 427 юридических лиц, в том числе 104 субъекта малого и среднего бизнеса и 565 предпринимателей. Из 104 субъекта малого предпринимательства, 62 предприятия торговли, 6 — производственных предприятий, строительных — 3, оказывающих услуги — 19, занимающихся лесопереработкой — 14. Зарегистрировано в районе и 15 фермерских хозяйств. За 9 месяцев 2010 года в городе Житковичи зарегистрировано 93 индивидуальных предпринимателя и 16 юридических лиц.


— Любой бизнес на начальных этапах своего развития нуждается в поддержке. На какую помощь могут рассчитывать начинающие бизнесмены?


— В первую очередь, на помощь государства, если вид предпринимательской деятельности соответствует какой-либо госпрограмме. Так, например, управление по труду, занятости и социальной защите райисполкома начинающему индивидуальному предпринимателю на начальном этапе работы может выделить безвозмездную субсидию, если он зарегистрирован в качестве безработного. Но для этого он должен представить бизнес-план. Следует заметить, что безвозмездная субсидия (в 11-кратном размере прожиточного минимума городскому населению и 15-кратном размере прожиточного минимума в сельской местности) дается только на товары отечественного производства.


Также банки дают льготные кредиты на развитие агро- и экотуризма, на возрождение народных промыслов и др. Комиссия принимает решение по поводу выделения льготных кредитов на развитие агроусадеб.


— В последнее время в нашей стране постоянно декларируется необходимость развития инфраструктуры бизнеса. Открываются новые бизнес-инкубаторы, центры поддержки предпринимательства и т.д. В них начинающий предприниматель на выгодных условиях может арендовать офисные и производственные помещения и оборудование. Там же можно получить консультации по юридическим, бухгалтерским и прочим вопросам. Есть ли подобные центры у нас?


— Центр поддержки предпринимательства ООО «Бизнес-центр» функционирует в Мозыре. Он обслуживает также и наш район.


При райисполкоме функционирует также Совет содействия развитию предпринимательства в сфере малого бизнеса, в состав которого входят руководители отделов и управлений райисполкома, представители малого предпринимательства района.


В рамках реализации Указа Президента Республики Беларусь от 19 июля 1996 г. №262 «О государственной поддержке малого предпринимательства» и в соответствии с комплексом мероприятий по достижению прогнозных параметров развития малого и среднего предпринимательства на период до 2010 года в Житковичском районе разработана и утверждена решением районного Совета депутатов от 21 мая 2007 года №42 Программа поддержки малого предпринимательства Житковичского района на 2007-2010 годы, в которой указываются необходимые мероприятия по поддержке малого бизнеса.


Целью настоящей Программы является дальнейшее формирование благоприятных условий для устойчивого и динамичного развития малого предпринимательства сферой экономической деятельности, способной обеспечить наиболее быстрый и значительный социально-экономический эффект.


В. НИКОЛАЕВ.


По состоянию на 1.10 2010 года в Житковичском районе осуществляют деятельность 427 юридических лиц, в том числе104 субъекта малого и среднего бизнеса и 565 индивидуальных предпринимателей.


Управление по труду, занятости и социальной защите Житковичского райисполкома начинающему индивидуальному предпринимателю на начальном этапе работы может выделить безвозмездную субсидию, если он зарегистрирован в качестве безработного. Но для этого он должен представить бизнес-план.


Экспертно-консультационный центр поддержки малого и среднего бизнеса открылся в Гомеле. Центр открыт в рамках реализации совместной программы ЕС/ПРООН «Минимизация последствий аварии на Чернобыльской АЭС на территории Республики Беларусь». Он начал свою работу на базе одного из инкубаторов, который уже существует в Гомеле. Три первых месяца местные жители смогут бесплатно получить информацию по всем интересующим их вопросам, касающимся малого и среднего бизнеса. Неопытные предприниматели, столкнувшиеся с проблемами в организации или ведении бизнеса, смогут задать волнующие их вопросы экспертам в вопросах экономики, законодательства и т.д. Как обещают организаторы, каждый обратившийся получит ответ в течение суток. Обратиться можно по телефону или электронной почте.


По заверению организаторов, помощь начинающим бизнесменам не является основной задачей программы. Специалисты отмечают, что подобный центр не только будет помогать уже действующим предпринимателям, но и содействовать развитию предпринимательства в сельской местности. В центре готовы предоставить информацию по агроэкотуризму, ремесленничеству, агроусадьбам, пчеловодству, оказанию бытовых услуг, ведению хозяйств по выращиванию ягод и грибов, а также рыбных хозяйств.


Кстати количество административных процедур для малого бизнеса в Беларуси сократится более чем в 7 раз — до 700-720 с более чем 5,5 тыс. процедур, которые были два года назад. Об этом сообщил в конце минувшей недели заместитель министра экономики Беларуси Андрей Тур.


По словам Андрея Тура, в настоящее время Минэкономики совместно с заинтересованными готовит проект единого перечня (реестра) административных процедур, совершаемых органами государственного управления, иными госорганизациями, местными исполнительными и распорядительными органами и структурными подразделениями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.


«В этот единый перечень будет входить примерно 700-720 процедур вместо более 5,5 тыс., которые были два года назад. Вот такая работа по сокращению административных процедур была проведена», — отметил замминистра экономики.


Реестр разрабатывается в соответствии с планом мероприятий на 2010 год по упрощению административных процедур, утвержденным в марте текущего года. Мероприятия призваны совершенствовать условия осуществления хозяйственной деятельности, в том числе в области архитектуры и строительства, торговли, общественного питания, бытового обслуживания.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.