Прокурор Житковичского района, младший советник юстиции Сергей ЗАЙЦЕВ: «ИДТИ НАВСТРЕЧУ ЛЮДЯМ…»

В прокуратуру Житковичского района ежегодно поступает значительное количество обращений и заявлений граждан, что свидетельствует о доверии к органам прокуратуры. В 2010 году в прокуратуру района поступило 179 жалоб и заявлений, что сопоставимо с прошлыми годами. Так, в 2007 году в прокуратуру района поступило 172 обращения, 185 — в 2008 году, 173 — в 2009 году. В тоже время, указанные цифры свидетельствуют о существующих проблемах на территории района по исполнению законодательства. По сравнению с предыдущими годами несколько снизилось количество удовлетворенных обращений. Так, если в 2007 году процент удовлетворенных обращений составил 54,6%, в 2008 году — 41%, в 2009 году — 35,8%, то в 2010 году — 33%.

«Традиционно» высоким является процент удовлетворенных жалоб граждан по трудовому законодательству 4 из 6 обращений удовлетворено.


Удовлетворенные жалобы касались несвоевременной выплаты заработной платы, окончательного расчета при увольнении, необоснованного удержания из заработной платы. По результатам проведенных проверок соблюдения названного законодательства прокуратурой района внесено 8 представлений, вынесено 13 предписаний об устранении нарушений законодательства о труде, принесено 2 протеста, официально предупреждено 2 должностных лица, по актам прокурорского реагирования привлечено к дисциплинарной ответственности 22 должностных и иных лиц, 4 должностных лица привлечено к административной ответственности. Необходимо отметить, что при внимательном отношении руководителей предприятий и организаций, иных должностных лиц к обращениям своих работников и должном исполнении своих должностных обязанностей этих нежелательных для них последствий могло не наступить.


В Республике Беларусь постоянно уделяется большое внимание работе с обращениями граждан, однако в ходе проверок проведенных прокуратурой района в 2010 году были выявлены не единичные факты грубого нарушения руководителями ряда предприятий и организаций требований Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан». Так, 3 из 5 поступивших в 2010 году по данному вопросу обращений удовлетворены. К основным нарушениям, которые продолжают допускать должностные лица предприятий и организаций относятся несоблюдение основных требований к порядку разрешения жалоб и заявлений граждан. В ходе проверок были выявлены факты, когда лицами, разрешающими жалобы и заявления, не принимались меры для полного, объективного и всестороннего рассмотрения обращений, письменные ответы гражданам должным образом не аргументировались, не разъяснялся порядок обжалования принятого по заявлению решения. В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района в 2010 году внесено 2 представления, предупреждено официально о недопустимости нарушения требований законодательства 7 должностных лиц, по требованию прокурора привлечено к дисциплинарной ответственности 4 должностных лица, к административной ответственности — 1 должностное лицо.


В 2010 году отмечает снижение количества жалоб и заявлений на действия и решения органов дознания и следствия, поступивших в прокуратуру района. В тоже время большой процент – 38,6% удовлетворенных жалоб свидетельствует о том, что со стороны следователей и дознавателей по-прежнему допускаются факты волокиты и необоснованность принимаемых решений, что в свою очередь свидетельствует об отсутствии должного ведомственного контроля со стороны руководства РОВД за их деятельностью. Прокуратурой района в 2010 году в адрес руководства РОВД внесено 6 представлений об устранении нарушений требований законодательства, в отношении 20 следователей и дознавателей возбуждены дисциплинарные производства.


Необходимо отметить, что большое количество жалоб и заявлений, поступаемых в прокуратуру направляются в другие органы, т.к. вопросы в них обозначенные находятся в компетенции других органов. Так, из 179 жалоб и заявлений, поступивших в прокуратуру района, 79 было направлено в другие органы. Наибольшее количество из них касалось вопросов жилищно-коммунального хозяйства, вопросов, входящих в компетенцию инспекции труда, ЦРБ, землеустроительной службы, РОВД и суда. В соответствие с требованиями Указа Президента Республики Беларусь №498 от 15.10.2007г. «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц», п.1.1. установлено, что обращения граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также юридических лиц, независимо от того в какой государственный орган или какую организацию они поступили, первоначально подлежат рассмотрению по существу в соответствии с компетенцией. В связи с этим, тем гражданам, которые считают, что чем выше инстанция, в которую они обратятся за разрешением того и либо иного вопроса, тем быстрее будет рассмотрено по существу их обращение, необходимо разъяснить, что они ошибаются. Если гражданин обращается с заявлением впервые, направлять его необходимо в тот орган, в компетенцию которого непосредственно входит решение вопроса.


Нельзя не отметить, что некоторые граждане в своих заявлениях допускают оскорбительные выражения в адрес тех или иных лиц, что является недопустимым и может повлечь не только оставление таких заявлений без рассмотрения, но и привлечение к административной, либо уголовной ответственности.


В романе польского писателя Генриха Сенкевича «Огнем и мечем» упоминается, как еще в XVI веке две семьи шляхтичей на протяжении многих лет писали жалобы и судились не поделив грушу, выросшую на меже двух земельных участков. К сожалению, и в наше время имеют место подобные случаи, когда точку в многолетней переписке с различными инстанциями может поставить только судебное решение.


В повседневной жизни возникает масса вопросов и проблем, которые необходимо решать и которые граждане не всегда способны решить самостоятельно. В этой связи руководителям органов местной власти, учреждений и организаций необходимо «идти к людям» и решать существующие проблемы, не дожидаясь, когда об этом будет написано в жалобах и заявлениях.


Со стороны прокуратуры надзор за соблюдением требований законодательства об обращениях граждан был и будет оставаться одной из важнейших задач.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.