Женский доктор Галина Дыбаль

— Мама говорила, что я родилась в рябиновую ночь, то есть с молниями, ветрами и грозой, — улыбается Галина Дыбаль, с нотной доброй грусти добавляя: — наверное, потому у меня так не гладко и судьба складывалась.

Впрочем, забегая вперед, стоит констатировать, что путь Галины Алексеевны оказался созидателен в самой главной плоскости социума — она способствовала Божьему промыслу, помогая человеку появиться на свет. И получалось это сопровождение ребенка в новый мир у врача лучше, чем у многих коллег. Хотя, во-первых, о своих способностях в области медицины гинеколог отзывается незаслуженно скромно. А, во-вторых, однажды от профессии юная девушка из многодетной семьи пыталась даже сбежать.

Мы выбираем, нас выбирают

В медицинский институт Галина поступила легко и с первого раза. Трудно теперь сказать, мечтала ли девушка о нелегкой стезе доктора. Очевидным остается другое. Грезила она романтикой геолога и казалось ей тогда, что лучше профессии нет.

— Будущая работа меня разочаровала уже на первом курсе, особенно невыносимым казался морг, — с улыбкой говорит о тогдашнем выборе Галина Алексеевна, — помню, иду по улице, снег падает, погода по-зимнему прекрасная, а мне надо погружаться в отвратительный запах формалина.

И так ей тоскливо стало, что, бросив институт, отправилась…с группой геологов в экспедицию. И не куда нибудь, а в район Братского моря. Это ни много, ни мало Иркутская область, ну, или крайний север, если хотите. Вот уж, действительно, бойтесь своих желаний.

— Полтора года мне понадобилось, чтобы убедиться в сложности и не обустроенности этой работы. Холодно, сыро… Потом все возвращаются по домам, а ты идешь на чужую квартиру. Мужчинам, возможно, не так тяжело в геологии, а девушкам гораздо труднее, — вспоминает свой возврат к прежней профессии Галина Алексеевна, ей после полярных мытарств она уже не казалось такой прозаической.

Прощай, геология

Характер у девушки еще тот, поскольку, вернувшись в медицинский, она снова благополучно поступила на первый курс и успешно дошагала к диплому.

— Честно говоря, хотела стать терапевтом. Тогда же, как сегодня, не было интернатуры, где специалисты могли определиться с направлением профессии.

Но гинекология выбрала ее сама. Просто в Житковичах, куда Галину направили, не хватало именно женского доктора. Она и замуж вышла в больнице, то есть за своего коллегу-рентгенолога. Да и сегодня, встречая свой 80-ый день рождения, Галина Алексеевна, все также смотрит на преобразившееся, но до боли знакомое здание. Ведь ее дом практически на территории районного центра медицинской помощи.

Пакетик малины

У каждого поколения свое время.  Сегодня трудно представить, но тогда женщин приходилось убеждать в том, что малыши на свет должны появляться в больнице.

— До трехсот родов в год мы фиксировали на дому, — врач даже сама удивляется укоренившейся к концу 60-ых прошлого века традиции. Всего два доктора, и район со 113 населенными пунктами, между которыми один фельдшер на несколько деревень. Вместо дорог — сплошь направления. Пока скорая помощь дотрясет эскулапа до дальнего села, не говоря о тяжелом пациенте, срочно нуждающемся в госпитализации. Галина Дыбаль, поколесив с медицинским чемоданчиком по региону, убеждена и сегодня: все решает путесообщение. В особенности, когда речь заходит о врачебной помощи, где иногда вопрос жизни и смерти определяют минуты.

Запомнился случай.  Срочный вызов в одну из деревень, туда ближе к Микашевичам. У женщины прямо по дороге (откуда-то возвращалась домой) начались роды. Взяли бригаду и оперативно отправились по адресу. Им оказалось какое-то заброшенное здание, куда успела дойти будущая мама. Темно, нет даже окон, собачий холод. Водителю скорой вручили лампу, а сами приступили к операции…И скоро забытое людьми строение наполнилось детским плачем, возвестившим о новой жизни…Пациентов «полевых условий» отвезли в Микашевичи, просто туда ближе. А спустя какое-то время, уже летом, в гинекологическом отделении Житковичской больницы молодая дама разыскивала доктора.

— Ну такая женщина с черными бровями и в черных валенках, — именно эти приметы запомнились. Когда наконец идентифицировали, и Галина Алексеевна появилась, бывшая роженица в приливе теплых чувств вручила доктору пакетик малины.

Сельские пациентки

Сколько случалось осложнений исключительно из-за беспечности самих мамочек. Однажды женщина на сносях отправилась за черникой. А что, если сезон? Роды пусть подождут. Когда бригада приехала к лесу, то обнаружила беременную, которая практически выползла к обочине, при этом кош с ягодами, не бросив, тащила за собой.

— У нас отделение в сезон, когда копали картошку, было практически пустое, в это время женщины почему-то не болели, — Галина Алексеевна с улыбкой констатирует особенность сельских врачебных будней. А ведь даже оставив гинекологическое отделение, чтобы возглавить больницу, она по-прежнему диагностировала, лечила, оперировала. Кстати, тогда являлась единственным доктором в районе способным и не боявшимся хирургического вмешательства.

— Сначала делаешь, чтобы спасти, а потом уже оцениваешь ситуацию, — этот озвученный гинекологом постулат, скорее всего, знаком многим врачам. Как и ранящая досада потерь. А выбор с привкусом полынной горечи: мама или ребенок? А бывало, что вообще от действий врача зависела жизнь без альтернативы. Есть и такая печальная, но все же с хорошим концом, история сложных медицинских будней. Малыш замер в утробе мамы и здесь ему не поможешь. А женщину с сильнейшим кровотечением, путем многочасовой операции едва спасли. Приговор печальный: детей не будет. Но не смертельный же…На глазах Галины Алексеевны не только рождались детки, но строились и ломались судьбы. В этом случае пара распалась, но у каждого сложился свой путь.

В конце концов малыша можно и усыновить. Как это сделала бездетная акушерка несколько десятков лет назад. Тогда в районной больнице женщина родила мальчика, но мамой стать ему не пожелала…

Доктор-мама

Вообще Галина Дыбаль за многие годы заметила несколько закономерностей. Например, бездетная пара берет в семью чужого ребенка и часто, спустя несколько лет, безнадежная бесплодность оборачивается долгожданной беременностью.

— Возможно, включается какой-то неизвестный нам гормон материнства с приходом в жизнь ребенка, или высшие силы таким образом за доброе дело благословляют, — предполагает роль провидения доктор, поскольку научного объяснения странному феномену пока нет.

Кстати, в Житковичском районе в бытность Галины Алексеевны в год рождалось до двух тысяч деток. Для сравнения, сегодня около 300 малышей появляются на свет.

— За годы практики отметила еще одну особенность: большинство женщин почему-то в качестве врача предпочитают мужчин-гинекологов, возможно, им кажется, что представители сильной половины в медицине с большим сочувствием относятся?

Впрочем, талант половой принадлежности не имеет. Он либо есть, либо отсутствует. А то, что самые сложные случаи доставались Галине Алексеевне — факт неоспоримый. Будучи и главным врачом с вытекающим спектром обязанностей, все также лечила-оперировала. Здесь у нее лишь расширилась зона ответственности. Теперь на каждом решении консилиума специалистов любого направления больницы, стояла ее подпись. Но не давление этого груза подтолкнуло к отказу от должности.

Гороскоп утверждает, что раки — самые лучшие знаки для семьи. Так ли это, судить трудно, но то, что ради двоих сыновей Галина Дыбаль отказалась от статуса главного врача — тоже факт. Ведь на тот момент работа поглощала все время. А в нем нуждались и ее мальчишки. Кстати, один из них также вначале предпочел медицину, позже перейдя в фармацию. И когда случилась в семье взрослого сына трагедия — погибла супруга, наш гинеколог, оставив работу, на несколько лет перебралась в Минск, чтобы обеспечить женской заботой троих внуков. Вот и не верь гороскопам.

Причем годы?

Галина Дыбаль легко цитирует Сергея Есенина. Врач многое знает наизусть из его творчества. Ее памяти и сегодня свободно поддаются рифмованные строки известных поэтов — она учит их, напрягая память. Пример для нас. Помните, известный психолог Луиза Хэй иностранный язык освоила, когда ей самой было за 80? А вообще гинеколога, которого знает большая половина женщин района, в библиотеке называли самым читающим доктором. Так что созидательная судьба — это характер, труд и неизменно высокая требовательность к себе. Кстати, профессия наносит едва уловимые, но «говорящие» штрихи и на внешность. Даже сегодня, впервые увидев Галину Алексеевну, невольно оценишь: перед тобою — врач.

Валентина Покорчак

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.