Каково приходится туризму в условиях пандемии

Отрасль туризма – одна из сфер, которые сильнее всего пострадали из-за локдауна. Пандемия оказала существенное влияние не только на то, куда теперь предпочитают ехать отдыхать наши соотечественники, но и как именно они путешествуют.

Во второй половине 2020 года сфера внутреннего туризма была особенно развита. В 2021-ом, по прогнозам туроператоров, спрос на отдых внутри страны также будет повышенным.

О том, как всё же обстоят дела в данной отрасли, корреспондент «НП» обсудил с заведующим сектором спорта и туризма Житковичского райисполкома Василием Пинчуком.

—  Василий Иванович, скажите, какие проблемы белорусской туротрасли обнажила пандемия COVID-19?

— Неблагоприятные эпидемиологические условия переориентировали рынок на внутренний туризм.  Для популяризации применялись как новые, так и традиционные формы работы, направленные на формирование у граждан Беларуси культуры отдыха в своей стране. Пандемия подтолкнула к переформатированию туризма. Все документы готовились с учётом сложившейся ситуации.  В результате за 2020 год с привлечением общественных объединений сделан глубокий анализ тенденций и рисков пандемии. Это позволило существенно переработать проекты основных документов Национальной стратегии развития туризма до 2035 года, государственной программы «Беларусь гостеприимная» на новую пятилетку. Подготовлен план первоочередных мер поддержки внутреннего и въездного туризма. Все документы направлены на создание мер поддержки и стимулирования организаций, занимающихся в этой плоскости, повышение инвестиционной привлекательности сферы, повышение качества сервиса. Сегодня делается акцент на внутренний туризм.

Для его дальнейшей поддержки принят Указ Президента Республики Беларусь от 4 февраля 2021 года №40, направленный на совершенствование деятельности в сфере агроэкотуризма, который сохраняет действующие условия функционирования этого вида деятельности и продляет возможность.

— Если говорить о внутреннем туризме, насколько он стал более привлекательным для белорусов, учитывая, что большинство стран закрыто для посещений?

— Пандемия, вызванная коронавирусом, потребовала произвести переориентацию туристического потока на внутренний рынок. Сохранение этого тренда в будущем будет зависеть от качества услуг, их разнообразия, развития туристической инфраструктуры и широкой информационной кампании. Возросла популярность краткосрочных самостоятельных поездок, например, семья на личном транспорте. Также пользуется спросом активный отдых выходного дня в агроэкоусадьбах.

В Житковичском  районе  насчитывается 16 таковых на любой вкус и кошелёк. Того, кто хоть раз побывал у нас, снова и снова будет тянуть сюда, чтобы увидеть этот чудесный уголок земли в самой глубинке Полесья.

— Насколько белорусский «внутренний» турист требователен к сервису и качеству оказания услуг?

— Беларусь – маленькая  страна. А наша локализация в центре Европы давно приучила белорусов к индивидуальным поездкам. Достаточно просто путешествовать по Беларуси как на поезде, так и на личном транспорте. Белорусы активно путешествуют за рубеж. Есть с чем сравнивать. Поэтому мы создаём востребованные на внутреннем рынке туристические продукты с учётом различных категорий граждан и их покупательной способности; обновляем существующие и создаём новые туристско-экскурсионные маршруты, туры.

— Настало время поговорить о защите потребителя услуг…

— Министерством спорта и туризма совместно с Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь и широким кругом заинтересованных (Министерства финансов, антимонопольного регулирования и торговли, экономики, юстиции, Белорусская ассоциация страховщиков, Региональное общество защиты потребителей, представители туристического бизнес-сообщества и иные участники) при активном участии регионов проводится доработка проекта Закона Республики Беларусь «О туризме».

— Что он предполагает?

— Прежде всего он направлен на совершенствование механизма защиты прав и законных интересов потребителей туристических услуг с учётом последних негативных тенденций (банкротство и недобросовестность отдельных компаний, невозврат денежных средств потребителям и т.п.). Также в нём будет разделена ответственность туроператоров и турагентов (сегодня турагент, будучи обычным продавцом туров, в полном объёме вынужден отвечать перед потребителем, что является абсурдным, поскольку турагент занимается исключительно продажей туров в отличие от туроператора, который бронирует места в транспорте и гостинице и оказывает иные услуги).

Подготовка законопроекта осуществляется на протяжении последних нескольких лет. Особенно знаковым стал 2020 год в связи с распространением COVID-19 и его последствиями, которые обострили проблемы незащищённости прав и законных интересов туриста и его взаимоотношений с туроператором и турагентом.

В этой связи, с одной стороны, законопроект призван укрепить механизм защиты прав потребителей и, следовательно, усилить роль и ответственность туроператора посредством введения способов обеспечения исполнения туроператором своих обязательств перед потребителями (добровольное страхование ответственности туроператоров, банковская гарантия и фонд ответственности туроператоров – на выбор туроператора).

С другой стороны, любое обременение туристического бизнеса должно быть обосновано и призвано не навредить ему, особенно в нынешних условиях. Поэтому при выборе способов обеспечения Минспортом неоднократно изучался зарубежный опыт, в первую очередь – наших соседей (Российская Федерация, Польша, Латвия, Украина и др.) с учётом всех их преимуществ и недостатков. Как показал зарубежный опыт, данные способы являются достаточно действенными и применимыми в наших реалиях.

Ситуация с коронавирусом лишь подтверждает самые серьёзные опасения, что сфера туризма претерпевает изменения, и мир перестраивается под сложившуюся ситуацию, в которой мы должны работать «здесь и сейчас», а не ждать окончания пандемии. Ведь и сегодня открыты отдельные направления, и уже сегодня человек, купивший путёвку, должен быть защищён. В этой связи не видится оснований для отложения принятия Закона, в частности, введения гарантий для туристов и разделения ответственности туроператоров и турагентов.

Записала Светлана СЕВОСТЬЯНОВА

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.