Сашкино счастье

Александра, невысокая, худенькая, напоминающая подростка, для своих 27-ми, как она говорит, полных лет, горечи хлебнула сполна. Но её удивительная способность жить без обид и претензий вызывает восхищение. А судьбоносная логистика, чётко ориентированная на правильный курс, уже поселила в нём любовь, уют и троих малышей.

Странное и парадоксальное определение – это словосочетание – «социальная сирота». Как так? Мы раскладываем его фонетику по смыслу на уютной кухне. Сюда периодически заглядывает четырёхлетний Стасик, чтобы получить очередную порцию маминых обнимашек или потискать серую Мурку, по всему – привыкшую к кошачьим нежностям. Двухлетняя Юля спит, а старший Никита, ему восемь, в школе. Этот мир, который дополняет работающий в КСУПе «Белёв» муж Михаил, – маленькое большое Сашкино счастье.

– Мы же, когда рожаем детей для себя, хотим дать им всё лучшее, – грустно улыбаясь, серьёзно рассуждает Александра, – я стараюсь, чтобы у моих ребятишек было всё, чего не доставало мне.

Она говорит о материальном, но на самом деле у Сашиных с Михаилом малышей уже есть то, чего когда-то лишили такую же маленькую и беззащитную их маму. О самом жестоком предательстве Александра Козел знает от своей бабушки. Они вместе с дедом взяли малышку к себе, когда той исполнилось чуть больше полугода, а родная мама оставила ребёнка на произвол. Потом впервые в своей жизни Сашка увидела родившего её человека только в свои шестнадцать. Впрочем, это уже совсем другая история.

Отцовские родители не могли стать опекунами из-за возраста. А два интерната – не школа благородных девиц. Казалось бы, приёмная семья – панацея и  добрая история.

– Родители – хорошие люди, – улыбается Саша, – но у них свои дети и, мне кажется, нас с сестрой они вряд ли любили. Как-то, когда уже училась на швею в Мозыре, позвонила им: «Можно приехать на выходные?». «Не стоит», – услышала в ответ.

А ей так хотелось дом! Но Сашка гордая, и, когда потом её позвали на картошку помочь, отказалась, как отрезала связывающую с неплохими в общем-то людьми ниточку. Ведь главное – это любовь.

– Стараюсь во всём рассчитывать только на себя, не идти за помощью к кому-то, – так она поступила и тогда, когда с отцом старшего Никитки в Мозыре не сложилось, – у меня всё-таки характер сложный, – Саша и здесь находит оправдание всем, кроме себя. Точь-в-точь как предполагает, сваливая на природу: у её родительницы напрочь отсутствует материнский инстинкт, потому не смогла полюбить детей.

— Конечно, мне принять её позицию сложно. Такие люди разве не понимают, что маленькие человечки без их поддержки, заботы просто не могут выжить?! Наша мама нас троих обрекла на большие испытания. Как-то старший брат, которого волею случая я приютила у себя в Белёве, глядя, как тискаю малышей, со слезами обронил: «Как бы я хотел, чтобы у меня была такая мама!».

Сашка мечтала о собственном очаге, у которого было бы всем тепло. Тогда после Мозыря она купила в Белёве домик, превратив его в уютный уголок. А уже вместе с Михаилом построили квартиру в Житковичах. Это же так здорово, когда у тебя никогда не было дома, а здесь у детей – целых два. Из села – трудолюбие, огород и куча консервации на долгую зиму.

– Всему учусь сама, – Саша уверена, что лучшие навыки привили бабушка с дедом в детстве. Как и способность любить людей. Когда несколько лет назад в лесу потерялась знакомая старушка из Белёва, Александра отправилась на помощь вместе со спасательным отрядом «Витязь». Да так и осталась в его составе, искренне считая коллег-волонтёров второй семьёй.

– Знаете, уже два года помогаем Пинскому дому малютки, – сразу грустнеет Сашка. – Во-первых, я сама выросла в интернате. Во-вторых, вы не представляете, какие эти детки! Увидев малюток с ограниченными возможностями, беспомощных, я заплакала. Скажите, как можно СВОЕГО ребёнка, которого ты носила под сердцем, бросить?!!

Мы прощаемся под аппетитный хруст корма, которым Стас (под шумок) успел накормить Мурку, и уже оптимистичный Сашкин лозунг:

– Я сама себе жизнь строю! Всё зависит от нашего выбора – по какому пути идти.

 

Государство гарантирует

В Беларуси закреплено право детей-сирот на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий. Предусмотрено, что при отсутствии квартиры они обеспечиваются социальным жильём на пять лет. По истечении этого срока можно остаться в квартире, но она переводится в категорию арендного жилья. Расширено право детей-сирот на получение льготных кредитов на строительство, реконструкцию либо приобретение квартиры. Они имеют право получать льготные кредиты и субсидии вне очереди и на 40 лет под 1%. Если сирота вступает в брак до 23 лет, то и после этого статус и преференции сохраняются. Дети, обучающиеся в ПТУ, ссузах, вузах, находятся на государственном обеспечении. Им положены ежемесячные выплаты на питание, ежегодная поддержка на покупку одежды, обуви. При достижении 23 лет они имеют право на обеспечение комплектом одежды, обуви, мягкого инвентаря либо на денежную компенсацию этих средств, также им выплачивается денежное пособие при предоставлении документа о трудоустройстве. Дети-сироты освобождены от армии. Они могут служить в Вооружённых Силах лишь по собственному желанию.

Валентина ПОКОРЧАК

P.S. Автор благодарит зампредседателя КДН Н. Лебединскую за помощь в подготовке материала.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.