Тёплый свет родного дома

Наверное, у каждого найдётся вещь, глядя на которую можно, словно в машине времени, перенестись в детство. Для житковчанки Галины Лингберзиня таким дорогим сердцу артефактом стала керосиновая лампа. С ней её отец, путевой обходчик железной дороги, ходил на работу.

– Помню, как снежной зимой после ночной смены папа переступал порог дома, держа в руках зажжённую керосинку, – большая семья Жоголь, в которой Галина была девятым, младшим ребёнком (трое её братиков умерли в младенчестве), жила на теперь почти неприметной, а тогда узловой станции Старушки. – Когда его не стало, сказались последствия партизанской молодости и двух концлагерей, у меня просто не поднялась рука выбросить этот древний светильник.

Со временем он положил начало небольшой коллекции. В собрании Галины Петровны сейчас девять ламп, и у каждой своя история. Вот эту, с прозрачной стеклянной колбой, на большой металлической петле со своеобразным козырьком, её мама от лучинки зажигала над столом, когда вечерами отключали электричество. Ещё одна спустя много лет обнаружилась в сарае родительской хаты. А две приехали из Риги.

После школы тогдашняя молодёжь часто уезжала на заработки. Подалась искать счастья и Галя. В Сибири на стройке познакомилась с латышом Вилнисом, который после свадьбы увёз своего Зайчика на Родину. Там появились на свет их дети – Саманта и Роджер. В наш райцентр  семейство перебралось в 2000-ом году, когда Прибалтика, как говорит собеседница, «окончательно повернулась к НАТО».

– До сих пор благодарна уже покойному мужу за предложение уехать, – Галина Петровна не скрывает: все 13 лет, сильно скучая по дому, понимала, что в Беларуси супруг будет чувствовать себя более чужим, чем она в Латвии. – С прочим скарбом на память из рижского дома взяли вот эту серебряную лампу и ещё одну, побольше.

Следующий светильник достался в наследство от прежних хозяев купленного в Житковичах жилища. Здесь же коллекция пополнилась и девятым, пока последним экземпляром. За своими артефактами Галина Петровна заботливо ухаживает. Очистила от ржавчины, несколько штук обновила краской. Жалко, что от неосторожно упавшей стремянки безвозвратно пострадали стеклянные колбы. Купить сейчас новые, наверное, нереально.

Впрочем, от этого менее любимой коллекция не стала. Каждая лампа в рабочем состоянии. Заливай керосин, подноси спичку – и пламя, умиротворив душу, вернёт воспоминаниями в счастливое время.

Светлана Шеколян

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.