Самые крупные военные поражения в истории Германии («Die Welt», Германия)
Название Сталинград навсегда осталось в памяти немцев синонимом полного крушения их военной машины. Однако в историческом масштабе им доводилось терпеть поражения и с куда более значительными последствиями.
Разгром в Сталинградской битве был, конечно, сокрушительным. Но в сознании немцев он стал таковым, в первую очередь, потому что о падении Шестой армии Вермахта много рассказывали сами солдаты. Это была первая по-настоящему серьезная неудача немцев с начала Второй мировой войны, до того прошедших победоносным маршем через всю Европу. Однако вести об освобождении трехсот тысяч солдат, попавших в Сталинградский котел, немецкое население на далекой родине так и не дождалось.
Вскоре после этого потерпел поражение и Африканский корпус Вермахта, вынужденный впоследствии капитулировать. Но эта неудача не шла ни к какое сравнение с провалом под Сталинградом. Даже неожиданный успех под Харьковом весной 1943 года, после которого нацистские пропагандисты пытались говорить об очередном переломном моменте в военной кампании, не заставил немцев забыть о провале на берегах Волги. Именно в этот момент в сознании немецкого народа укрепилась мысль, что победить в этой войне Гитлеру не суждено.
В послевоенное время травму, полученную немцами под Сталинградом, усугубили историки. Для многих поколений исследователей история войны была под запретом. До самых 1990-х годов во всей Германии была лишь одна университетская кафедра, занимавшаяся военной историей.
Тяжелое поражение рыцарского ордена
В связи с 70-летием немецкого поражения под Сталинградом как-то ушел в тень факт, что история Германии знала и гораздо более серьезные военные неудачи. По количеству жертв битва на Волге также не стала рекордной. Однако даже несмотря на то, что поражение в Тунисе в мае 1943 года, с оперативной точки зрения, было тяжелее, именно Сталинград стал «психологически переломным моментом», как это сформулировал историк Юрген Фёрстер.
Иначе дело обстояло с битвой при Танненберге в 1410 году. В этом крупнейшем сражении позднего средневековья сошлись немецкое и польско-литовское войско. Тяжелое поражение рыцарского ордена повлекло за собой серьезный передел политического пространства в восточной части Центральной Европы. Речь Посполитая утвердилась как сверхдержава, каковой она пробыла до самого 18-го века, когда ей пришлось уступить этот статус России. Политическое же влияние немецкого рыцарского ордена после поражения под Танненбергом разом сошло на нет.
Аналогичным образом исход битвы при Брейтендельде в 1631 году повлиял на мировую историю. Шведский король Густав II. Адольф разгромил войско Католической лиги под предводительством баварского полководца Тилли. Таким образом, пришел конец господству кайзера, взошедшего на престол всего лишь несколькими годами ранее. Швеции же после этого удалось закрепиться на территории Германии.
«Мои солдаты мне более не полдвластны»
Пруссия дважды оказывалась на грани распада после военных сражений. После поражения при Кунерсдорфе против России и Австрии в 1759 году Фридрих Великий говорил: «Из 48 тысяч солдат после битвы осталось всего лишь три тысячи. Все обратились в бегство – мои солдаты мне более не подвластны… У меня больше нет средств, и я должен признать, что я потерял все. Поражения моего государства я пережить не в силах. Прощайте навсегда!»
Только отказ противников от дальнейшего наступления, вошедший в историю как «чудо Бранденбургского дома», спас Фридриха. Лишь 20 лет спустя после его смерти Наполеон в битве при Йене и Ауэрштедте разгромил прусскую армию, что привело старое прусское государство к полному краху. Возрождение его стало возможным лишь после основательных реформ.
С наступлением века механизации военные сражения по количеству участников, материальным затратам и временной продолжительности достигли размаха, сопоставимого со Сталинградской битвой. Сражения на Марне (1914), при Вердене (1916) и Весеннее наступление 1918 года решили исход Первой мировой войны против Центральных держав. В первой битве потерпел неудачу План Шлиффена, который в случае успеха должен был предотвратить открытие второго фронта. В битве при Вердене истощились силы немецкой армии, а операция «Михаэль» в марте-апреле 1918-го окончилась неудачей не в последнюю очередь потому, что немецкие войска были вынуждены воевать на два фронта после вступления США в боевые действия.
Поражение Группы армий «Центр»
Для Гитлера и его военачальников срыв блицкрига против Советского Союза уже сам по себе стал решающей неудачей. Вермахт был не готов к продолжительным боевым действиям, не говоря уже о войне на нескольких фронтах. Блицкриг должен был быть завершен еще до конца 1941 года. Однако после провала нападения на Москву, известного как операция «Тайфун», и объявления войны Соединенным Штатам Америки 11 декабря Третий рейх угодил в стратегический тупик, выбраться из которого уже не сумел.
Следствием этого и стала Сталинградская битва, с которой завершился «второй блицкриг» Гитлера, по-прежнему питавшего надежды на победу в войне. Но крупнейшее свое поражение он потерпел двумя годами позднее, летом 1944 года. После масштабной наступательной операции Красная Армия разгромила Группу армий «Центр» и вышла к Висле. По оценке немецкого ведомства по изучению военной истории, число убитых и раненых в этом сражении с немецкой стороны достигло 400 тысяч, со стороны Красной армии 760 тысяч.
Что касается потерь, то это фиаско считается крупнейшим военным поражением Германии за всю историю. Но не ему суждено было стать переломным моментом Второй мировой войны. Поражение Германии стало неизбежным еще за год до этого.