Кто хозяин в нашем доме?

Сначала проведем краткий тест. Погляди, как по-разному выходят жильцы из подъезда своего дома. Одни открывают дверь настежь и выбегают, бросая ее. Дверь довольно гулко бьется о железный косяк. Второй даже рукой к ней не притрагивается, просто пинает изо всех сил ногой до упора. Дверь при этом пушечно хлопает… Третий выйдет аккуратней, бочком, но тоже дверь не придерживает — все равно о других не думает! А четвертый выйдет, тихо отворит и притворит общественную дверь рукой. Хоть дверь и общая, можно сказать, казенная, а поступает, как с родной.


Замечу, выбирая суженого (суженую), всегда смотри, как твой избранник выходит из дома. Как с дверью поступает, так и с тобой обращаться будет. Или ласково и вежливо, или равнодушно, ни капельки не заботясь, или ногой по животу бить будет. А то, что он тебе цветы шикарные принес, – ровным счетом ничего не значит! Гляди в оба – в двери дома, в котором должна быть погода…


А вот кто-то оставил вообще открытой дверь в подъезд – мол, кому надо, тот закроет… Другие вносили мебель в квартиру, открыли кодовый замок, подперли дверь кирпичом. Мебель внесена, уже замачивается, а дверь так и осталась, к сожалению, всеприглашающей…


Кто же хозяин в вашем доме?


Нынче видишь разобщенность между соседями. Живем, как говорится, совсем не по-соседски. Сосед-хам остается хамом, даже когда извиняется… Взрослые в наших многоэтажных хамят детям, дети – взрослым. А вчера в нашем доме поселился новый хам…


Урна – в двух шагах от входной двери в дом. Но дама просто разжала персты – ветер понес фантик на тротуар, прибил бумажку к уже целому вороху окурков, спичек, упаковок из-под семечек, чипсов, мороженого, бутылок из-под пива и напитка и прочего мусора… Бросил возле своего дома бумажку, окурок, огрызок? Ну и что – уберут, дворники за это зарплату получают! Неиспохабленный, неисцарапанный лифт можно увидеть только в охраняемых двойной охраной зданиях…


А вот что-то обсуждают собравшиеся во дворе подростки – каждое второе слово у них непристойное, бранное; а рядом играют совсем малые детишки… А вот выходят в школу на занятия детки, что ни слово – то самый отборный мат!


Сосед-хам – это человек грубый, невоспитанный, наглый. Среди нас живут не только хамы, но и хамки, которые даже часто гордятся тем, что способны вести себя по-хамски. И что печально, хамовитых людей среди нас с каждым годом становится все больше… и что уж совсем горько, хамское поведение, хамский тон уже давно стали нормой нашей жизни. Нрав хама 21 века зиждется на убогой, примитивной и враждебной нормам человеческого общежития психологической установке: делаю так, как моя левая нога захочет, как мне, исключительному и достойнейшему, удобнее и приятнее. Солнце и звезды крутятся ради меня, я – пуп земли, мне все можно!..


Хамство в нашем быту наступает семимильными шагами. От хамства – всего полшага до хулиганства, на почве, удобренной хамством, махрово цветут бытовые преступления. Хамами не рождаются, ими становятся. Именно дурной пример и безнаказанность – составные части и корни этого уродливого явления. Скажем без лукавства: дурные примеры начинающий хам не их фильмов ужасов и прочих идейно ущербных видеокассет берет, да и сквернословию и царапанью стен учат наших детей не инопланетяне… Хамство вспоено и вскормлено, увы, на нашей бытовой почве.


Вот и получается, что погода в нашем доме всегда дождливо-пасмурная. Даже слова – те самые, волшебные «добрый день, сосед», «спасибо», «пожалуйста», «извините», «разрешите пройти» — в обиходе стали крайне редки. Их отпускают разве что по особым рецептам. А я уверен: скажите завтра своему соседу ласково «доброе утро!»— и он сразу к вам станет лучше относиться… Мы должны обязательно учитывать своих соседей. Иначе ссор, скандалов, обид не избежать.


Хватит нам жить не по-соседски!!!


Захламленные дворы, обезображенные ужасными «иероглифами» стены, загаженные подворотни, разбитые стекла и лампочки, разбросанную подсолнечную шелуху – все это видят наши дети. Они ежесекундно слышат такие слова, от которых и стены могут покраснеть. И начинают с самого детства впитывать как должное естественный порядок вещей, привыкают к хамству. А ведь культура поведения – это также умение на хамство не ответить взаимностью… И как уродливо, что для многих людей ежедневное хамство – естественное состояние.


Да, порядок в нашем доме должен быть! И не только в квартире, но и во всем подъезде, и целиком в многоэтажке. В 21 веке у нас почему-то все больше неблагополучных домов – так их окрестили в ЖЭСах. Все хотят, чтобы был порядок — и очень мало тех, кто действительно что-то для этого делает. Хотя бы чтобы ограничить доступ чужих в ваш подъезд.


У вас забрали их почтового ящика любимую газету? Но почему у вас дверка ящика без замка? Неужели так сложно поставить замок? У вас украли счетчик электроэнергии, но почему опять же там не было замка? Неужели жильцы лестничной площадки не в состоянии купить замок?


Собираются в подъездах компании молодых людей – курят, мусорят, матом ругаются. Как бороться с подъездными курильщиками? Я не считаю, что лестничная площадка у дверей вашей квартиры — это нормальная общественная курилка! Мне неприятно каждое утро видеть гору окурков у своей «крепости»…


Вот соседи затеяли ночной ремонт. А вот уже они всю ночь пьянствуют, скандалят – спать не дают… А ведь квартира не является общественным местом – туда даже милиционеру трудно попасть… К тому же милиционера вправе жильцы и не пустить в квартиру – если у того нет санкции прокурора на арест или обыск. А вот за стенкой – подозрительные квартиранты… Не секрет: что в некоторых квартирах сегодня проживают и нелегальные мигранты. Лифты и площадки стали туалетами… Разрисованные хулиганами стены лестничных площадок… Почему все проходят мимо малолетних «граффистов»? Сорванные почтовые ящики… Вот ротвейлер у дома без намордника… В квартирах устраивают офисы, притоны. Все жильцы об этом знают, но ничто не хочет связаться, чтобы что-то полезное и доброе для своего предпринять. Так кто же виноват? Что делать?


Есть Правила пользования жилыми помещениями в многоквартирных домах. Но я уверен: почти никто их не видел, не читал… И, считаю, первейшая обязанность жильцов – соблюдать эти правила. А мы, наоборот, не соблюдаем даже правила содержания домашних животных в квартирах. О содержании самих себя – нам самим и беспокоиться!


Но у хорошего дома есть и свои индивидуальные правила – это те, которые соблюдают все жильцы! Обязанности жильцов не должны быть абстрактно-эфемерными.


У нас жилищный фонд – на 85 процентов частный. Говорят даже: мой дом – моя крепость. Каждый вот и считает себя полноправным хозяином не только в квартире, но и на площадке, в подъезде. Считать-то считает, но почему почти никто не принимает участия в поддержании порядка в уголке «вашей крепости»? Бываю приятно изумлен, когда вижу на подоконниках окон лестничной площадки цветы в вазонах. Не перевелись все-таки любители уюта на земле белорусской?


Считаю, что порядок в доме начинается с ответственного отношения самих граждан. Если вам все равно, то ни о каком порядке даже не мечтайте! Порядка не будет никогда. Будут ваши соседи и далее устраивать пьяные скандалы, вести антисоциальный образ жизни, заливать соседей. Как говаривал профессор Преображенский – разруха начинается в головах людей… если сами жильцы не хотят прилагать никаких усилий для поддержания порядка, его никогда и не случится. Ведь нельзя же силой заставить нас жить красиво, чисто, приятно для глаза и души?! Это же – уровень нашей культуры, который не один год формируется. И важнее всего – личная культура жильцов, культура человеческого общения!


Жильцы, будьте культурными! Умные жильцы всегда могут договориться. Ведь порой всего лишь достаточно побеседовать с соседями и найти всех устраивающий компромисс.


У нас всегда много претензий к работе коммунальных служб – потому что их работа на виду. Вовремя снег не убрали – даже слепой почувствует… Но всегда ли мы, жильцы, правы? Каждый день горы мусора убирают дворники, но его почему-то меньше не становится. Стало в домах какой-то «уродливой модой» — выбрасывать пустые стеклянные и пластиковые бутылки с балкона на землю во двор. И это при том, что в доме исправно работает мусоропровод?! А некоторые свой мусор любят оставлять на площадке – прямо у мусоропровода, лень сделать одно движение – дверку открыть. А что после праздников творится!


Конечно, проще молчать, наблюдать, как хулиганы стекла в подъезде бьют, лампочки выкручивают, скамейки у дома ломают, чем сделать им замечание, пойти и обо всем рассказать их родителям. Кто-то разбил бутылку на площадке – и все проходят мимо, а ведь убрать минутное дело. Так нет же, ждем, переступая, пока какой-нибудь ребенок не покалечится! А вам самому починить скамейку у своего дома, ввернуть собственную лампочку на площадке – слабо?! Зачем мы сами создаем возле своего дома автохлам? Зачем создали парковки возле домов, что из-за машин и детям негде погулять?!


Чаще всего жильцы жалуются в домоуправление на залитые квартиры из-за прохудившихся крыш, неисправности ливневки, на дефекты строительных конструкций, порывы шлангов гибкой проволоки (низкое качество товара на рынке), некачественное выполнение услуг работниками ЖЭСа, причинение материального ущерба во время капитального. А кому пожаловаться домоуправу на плохих жильцов, на тех, кто с опозданием, а то и вообще не платит за коммунальные услуги?


С коммунальщиками надо вежливо обращаться? Они вам жировку присылают – а вы ее аккуратненько оплачиваете.


К тому же лучше не звонить, а писать в ЖЭС подробное и обстоятельное письмо: прошу заменить, прочистить, покрасить, установить… и т.п. В течение месяца в соответствии с законом об обращениях граждан ЖЭС обязан отреагировать на вашу жалобу. Объясню несведущим, что же идет за строкой жировки – «техническое обслуживание». Это эксплуатация, текущий ремонт, уборка и освещение мест общего пользования в доме, а также уход за вашим домом: деревьями, газонами, тротуаром. Общие стояки, трубы, проводку в подъезде также должны вам чинить из средств на техобслуживание. Еще – водо-, газо-, электроснабжение. Дважды в год работники коммунальных служб обязаны делать профилактический осмотр сантехнического оборудования в ваших квартирах и рекомендовать жильцам, что необходимо заменить, что еще можно исправить, починить… А вот смесители, шланги, мойки и др. сантех-, электрооборудование собственник или наниматель жилья уже должен ремонтировать на свой счет. И если вы ждете, чтобы в вашем доме был консьерж, придется уже самим раскошелиться и самим договариваться жильцам подъезда – это уже дополнительные услуги.


Но есть и другая сторона. Вы обратились письменно с просьбой в жилуправление, вам пришел ответ-отписка. Что, они там не поняли вас? Поняли великолепно. Только им отбиться от вас надо и жить спокойно. Вы пишете повыше и получаете новые «вежливый» ответ на лощеной бумаге: «Ваше письмо направлено в жилуправление, ждите ответа». Догадываетесь, что вам пишут? Правильно: «Как мы уже сообщали Вам ранее…». Круг бюрократического хамства, в основе имеющего все тот же принцип личного удобства за счет общей пользы, замкнулся. А если нелегкая дернет втянуться в жалобы-ответы, вы выберетесь из хамско-бюрократической трясины издерганным и больным человеком да еще с титулом «жалобщика» впридачу.


И все же так приятно уставшему человеку после работы войти в чистый и ухоженный подъезд. И поверьте: никакой евроремонт не спасет вашу квартиру, если у входа в нее бычки, пустые пивные бутылки и прочий мусор? Мне рассказала одна женщина (А она живет на десятом этаже), что когда к ней приезжала подруга из Америки, то она сама вымыла все ступеньки на десяти этажах, убрала мусор. Но порядка даже на день не хватило…


Максим Горький писал: «Надо так жить, чтобы самому себя можно было уважать». Уважаем ли мы себя, уважаем ли жильцов нашего дома? И кто же хозяин в нашем доме?


К. СТЕПАНОВ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.