Камни преткновения в расчетах, или Еще раз о значимости уплаты обязательных платежей

228Сотрудники Гомельского областного управления Фонда социальной защиты населения, выполняя свою контрольную функцию, провели проверки по соблюдению законодательства в части уплаты страховых взносов.

В ходе рейдов, которые, к слову, проходили не только в плановом порядке, в поле зрения попали структуры частной формы собственности и индивидуальные предприниматели Гомеля и области.

– Основанием для проведения таких рейдов стала информация о фактах нарушения плательщиками законодательства о государственном социальном страховании, – вводит в курс дела начальник контрольно-ревизионного отдела Галина Морозько. – Реорганизация и ликвидация юридического лица также послужили поводом выехать на место с той же целью – предотвратить или устранить выявленные нарушения.

А их, как показала проверка, было немало. Так, наиболее типичными оказались ошибки в части уплаты обязательных страховых взносов, которая производилась после установленного дня выплаты заработной платы. В данном случае плательщиками был нарушен пункт 4 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд социальной защиты Министерства труда и социальной защиты населения, утверждённого Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 №49 (далее – Указ).

В нарушение пункта 5 Указа выявлены случаи, когда сумма обязательных страховых взносов, исчисленная с выплат, начисленных в пользу работников и подлежащая уплате за истекший месяц, фактически была менее суммы взносов, исчисленной из размера минимальной заработной платы, установленной законодательством и проиндексированной в месяце, за который начислены взносы.

Имели место случаи нарушения, когда плательщиками при получении средств на оплату труда одновременно не представлялись в банк платёжные поручения на перечисление обязательных страховых взносов, вместо чего представлялись фиктивные справки об исполнении обязательств перед Фондом. И этим был нарушен пункт 12 Указа.

На недостаточное знание плательщиками норм законодательства указывали и факты, выражавшиеся в начислении обязательных страховых взносов на суммы материальной помощи по заявлению работников в связи с тяжёлым материальным положением. Здесь, как поясняет Галина Фёдоровна, нарушен пункт 13 Перечня выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию в Фонд CЗН, и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское Республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», утверждённое Постановлением Совета Министров от 25 января 1999 года №115 (далее – Перечень).

Обнаружены ошибки и в расчётах пособий по временной нетрудоспособности, которые, в итоге, привели в одних случаях к переплате суммы пособия, в других – к недоплате.

Так, к примеру, в ходе проверки была установлена не включенная сумма доплаты до минимальной заработной платы в заработок за месяц, на который она приходилась согласно лицевому счёту, а также пособие по временной нетрудоспособности безосновательно назначалось в размере 100%, вместо положенных 80% среднедневного заработка.

Наряду с иными оплошностями имела место неправильно заполненная форма ПУ-3, где не производилась разбивка по месяцам отпускных, а также пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, чем был нарушен пункт 16 Инструкции «О порядке заполнения форм документов персонифицированного учёта», утверждённой постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31.12.2009 №159. В обход действий пунктов 15, 16 «Правил индивидуального (персонифицированного) учёта застрахованных лиц в системе государственного социального страхования», утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.07.1997 №837, установлен и факт несвоевременного предоставления форм ПУ-2, ПУ-3.

Не обошлось без нарушений и в расчётах профессионального пенсионного страхования. Так, на одном из частных предприятий было установлено занижение сумм выплат, на которые начисляются взносы на профессиональное пенсионное страхование, отмечает ревизор. В частности, в данную сумму не были включены материальная помощь и премия к профессиональному празднику. Выявлены также излишне начисленные взносы на заработную плату работника за период, когда он не подлежал профессиональному пенсионному страхованию.

В данном случае не был учтён механизм действия пунктов 1, 2 статьи 7 Закона Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании от 05.01.2008 года», в которых говорится, что взносы на профессиональное пенсионное страхование уплачиваются за работников, занятых на рабочих местах, включенных в перечень рабочих мест с особыми условиями труда, а также то, что объектом для начисления взносов на профессиональное пенсионное страхование являются выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные работнику в связи с его занятостью на рабочем месте, включенном в перечень рабочих мест с особыми условиями труда, кроме выплат, предусмотренных утверждаемым Советом Министров Республики Беларусь перечнем видов выплат, на которые не начисляются обязательные страховые взносы в Фонд.

При этом на сумму выплат, превышающую трехкратную величину средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который взносы на профессиональное пенсионное страхование уплачиваются, указанные взносы не начисляются.

– Как видим по результатам контрольно-ревизионной деятельности, отрицательных примеров уплаты обязательных платежей немало, – подытоживает Галина Морозько. – Для того чтобы избежать негативных последствий, которые влекут наказание рублём и, что самое главное – лишение стажа работников и самих плательщиков при назначении пенсии, а также права на получение пособий, необходимо неукоснительно соблюдать требования законодательства.

Сегодня созданные механизмы взаимодействия Фонда социальной защиты населения с юридическими лицами действуют не чисто формально. Помимо тематических проверок специалисты Фонда проводят семинары, разъяснительные беседы с плательщиками по актуальным вопросам деятельности Фонда, в том числе работая «на выезде». Так представители контролирующего органа не только в курсе проблем, возникающих у плательщиков, но и сверяют букву закона с практикой.

О. СУХОНОС,
ведущий инспектор отдела организационной работы
и делопроизводства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.