КГК выступает за введение административной ответственности за нарушение закона о защите прав потребителей ЖКУ

В Беларуси необходимо ввести административную ответственность за нарушение требований закона «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг». Такое мнение высказал председатель Комитета государственного контроля Александр Якобсон на заседании рабочей группы по изучению проблемных вопросов в жилищно-коммунальном хозяйстве, передает корреспондент БЕЛТА.

indexНа заседании рассматривался вопрос о работе с обращениями граждан в системе жилищно-коммунального хозяйства. «Необходимо выработать предложения по ее совершенствованию. Наша задача — создать дорожную карту в работе с обращениями граждан, чтобы потребители ЖКУ могли влиять на происходящие в системе ЖКХ процессы», — сказал глава КГК.

Как показал мониторинг письменных и устных обращений по вопросам ЖКХ, поступивших в Комитет госконтроля, по их количеству лидирует Брестская область — темп роста в 2013 году составил 155% к уровню 2012-го. Этот показатель в Гомельской области — 128,3%, Витебской — 107,5%, Минской — 102,9%, Минске — 101,9%. В Гродненской области рост числа обращений не наблюдался, а в Могилевской области он был в 2013 году ниже, чем в предыдущем — 94,1%. Впрочем, в текущем году именно из Могилевской области участились случаи обращений и в КГК, и в средства массовой информации.

C 2008 года в Беларуси (кстати, единственной из стран СНГ) действует закон «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг». Он был принят в целях регулирования отношений между потребителями и поставщиками этих услуг. Однако действует закон только на бумаге, о его положениях не осведомлены ни жильцы, ни организации ЖКХ. Коммунальщики руководствуются преимущественно положениями закона «Об обращениях граждан и юридических лиц». Но между ними очень существенная разница.

Типичные жалобы людей на низкое качество услуг либо непредоставление таких услуг (отсутствие освещения в подъездах, грязь на лестничной площадке, неисправность крана и прочее) должны рассматриваться в соответствии с первым законом — как правило, в день поступления, и, что самое главное, неполадки должны быть устранены не позднее следующего дня. Что касается таких сложных проблем, как, например, течь кровли, то они должны устраняться в сроки, установленные СТБ. Закон «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» предусматривает и претензионную процедуру, которая может освободить потребителя ЖКУ от обязанности оплаты услуг. Однако этот закон на протяжении длительного времени не исполняется, да и вообще его наличие у большинства белорусов вызывает удивление. А коммунальщики — по неведению или умышленно — все заявки (за исключением поступивших по телефону) регистрируют и рассматривают в соответствии с законом «Об обращениях граждан и юридических лиц». В итоге ЖЭСы и ЖРЭО получают солидную временную фору — месяц вместо суток. И тянут с исполнением элементарных заявок вроде бы как на законных основаниях.

Заместитель начальника управления по надзору за исполнением законодательства и законности правовых актов Генеральной прокуратуры Беларуси Павел Родионов отметил, что проверки в организациях ЖКХ выявили в работе с обращениями граждан более глубокие системные нарушения и проблемы, чем в других видах деятельности, и требуется незамедлительное исправление ситуации, кардинальное изменение подходов в работе с населением.

Центральным аппаратом Минжилкомхоза и организациями ЖКХ в прошлом году рассмотрено свыше 94 тыс. обращений граждан и юрлиц. Более 50% поступивших обращений касались вопросов эксплуатации и ремонта жилищного фонда. Большинство этих обращений было незаконно зарегистрировано и рассмотрено в соответствии с законом «Об обращениях граждан и юридических лиц».

Несмотря на требование главы государства исключить формально-бумажный подход при осуществлении контроля за состоянием работы с обращениями граждан, в Минжилкомхозе отсутствует элементарный анализ поступающих от граждан вопросов, принятых по ним решений. Генпрокуратура указывает на слабый ведомственный контроль, зачастую прикрытие откровенного бездействия исполнителей, вопиющие примеры отфутболивания обращений граждан.

«Наряду с непрофессионализмом отдельных должностных лиц министерства причиной системных нарушений является нарушение требований указа №168 по оптимизации госорганов и организаций. В исполкомах отсутствуют профильные структуры управления в сфере ЖКХ, которые призваны разрешать конфликтные ситуации, — считает Павел Родионов. — Таким образом, по закону о защите прав потребителей ЖКУ люди вправе обратиться с жалобами в исполком на некачественные услуги или их неоказание, однако исполкомы не рассматривают такие жалобы — направляют их тем же предприятиям, на деятельность которых жалоба и поступила».

Получается замкнутый круг. А Министерство торговли, которое наделено функциями контроля за исполнением законодательства о защите прав потребителей, занимает позицию стороннего наблюдателя. Александр Якобсон высказал возмущение работой Минторга в этой области и дал поручение провести внеплановую проверку.

Первый заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства Александр Терехов подчеркнул, что решение многих поднимаемых в обращениях граждан вопросов относится к компетенции местных органов власти и организаций ЖКХ. «Недостаточное внимание к обращениям граждан на местах, нежелание помочь людям в решении проблем, непонимание отдельными должностными лицами важности этой работы вынуждает граждан обращаться в вышестоящие государственные органы, — сказал первый замминистра. — Негативно отражается на положении дел произвольное толкование нормативных правовых актов».

Участники заседания высказались за введение административной ответственности за нарушения требований закона Беларуси «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг».

Александр Якобсон поставил задачу навести порядок с анализом обращений граждан по тематике вопросов. «Должно быть ясное видение того, где сконцентрировались самые проблемные моменты в техобслуживании, тепло- и водоснабжении, водоотведении, благоустройстве и т.д. Это позволит определить существующие тенденции и сконцентрировать внимание на ликвидации самых болезненных для людей проблем», — подчеркнул он. По его мнению, в системе ЖКХ должна быть создана такая система работы с населением, которая бы исключила манипулирование с заявками и обращениями граждан.

Вице-премьер Анатолий Калинин считает, что Минжилкомхоз должен проводить единую политику в этом вопросе, поскольку уполномочен донести до каждого субъекта хозяйствования все правовые нормы. «Если мы не введем административную ответственность, ситуация к лучшему не изменится. Штрафы же станут эффективным стимулом для своевременного реагирования на обращения жильцов, а значит, и для улучшения качества жилищно-коммунальных услуг», — резюмировал заместитель руководителя правительства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.