Электронные сервисы налоговых органов: как работают?

Современный мир постоянно меняется, появляются передовые технологии. В управленческой сфере также внедряются новые механизмы и инструменты. Это стремление к прогрессивному развитию присуще и налоговым органам.
Каковы ориентиры налоговых органов в данном направлении? С этим и другими вопросами корреспондент газеты «НП» обратился к заместителю начальника инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Житковичскому району Ирине Самойлович.
?Ирина Романовна, расскажите, пожалуйста, об использовании электронных сервисов налоговыми органами.
— Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь принимает активные меры по совершенствованию налогового законодательства, по поднятию вопросов налогового администрирования на высокий уровень, по дальнейшему развитию налоговых органов. В последнее время налоговые органы активно пропагандируют и внедряют в практику взаимодействие с плательщиками посредством осуществления бесконтактного обслуживания, то есть используются различные электронные сервисы. Начинали данную работу с 2009 года, с внедрения системы электронного декларирования. А сегодня около 80% юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Житковичского района работают с инспекцией в электронном виде. Причем не только подают налоговые декларации, но и могут общаться, совершать административные процедуры.
Для удобства электронного взаимодействия налоговых органов с плательщика-ми на главную страницу официального интернет-сайта Министерства по нало-гам и сборам Республики Беларусь вынесен электронный сервис «Личный кабинет» в виде ссылок на «Личный кабинет юридического лица и индивидуального предпринимателя», «Личный кабинет физического лица». Так, в электронном виде плательщик может обратиться за разъяснением норм налогового законодательства, либо подать заявление о возврате излишне уплаченных налогов, либо зачесть переплату по одному налогу в уплату другого, перенести срок проведения плановой проверки, записаться на прием к руководству, получать от налогового органа соответствующие сообщения о принятых решениях, выписку из лицевого счета по каждому налогу, справку о состоянии расчетов с бюджетом, а также уведомления о приостановлении и возобновлении операций по счетам в банке и совершать многие другие операции.
В целях повышения качества и эффективности налогового администрирования в налоговых органах организована работа по информированию плательщиков, в частности, оборудованы обучающие места и предоставлена возможность их использования для электронного декларирования непосредственно в налоговом органе, либо регистрации на Портале для работы с электронными счетами-фактурами с оказанием практической помощи. Так, например, в нашей инспекции в специально отведенном помещении оборудованы 3 рабочих места.
Реализована возможность использования электронных товарно-транспортных накладных. В республике около 300 налогоплательщиков работают с ООО «Современные технологии торговли», которое является оператором электронного документооборота в Беларуси.
Наша страна входит в состав Евразийского экономического союза, взимание налога на добавленную стоимость в рамках ЕАЭС осуществляется по стране назначения. С момента подписания Договора о ЕАЭС, то есть с 1 января 2015 года у импортеров появилась возможность при уплате «ввозного» НДС представлять документы в электронном виде. В этих целях на портале Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь реализован специальный сервис. Плательщик в установленном порядке подает заявление, которое проверяется налоговым инспектором. В электронном виде можно представить также иные документы, прилагаемые к заявлению. В свою очередь, налоговый орган в электронном виде информирует плательщика о принятии заявления с проставлением соответствующей отметки, после чего импортер вправе сообщить своему контрагенту, например, из Российской Федерации, о возможности применения нулевой ставки НДС. Одновременно соответствующие сведения по каналам обмена направляются в налоговые органы партнеров — членов ЕАЭС, чтобы те имели возможность проверить обоснованность применения нулевой ставки.
С 1 июля 2016 года в Республике Беларусь введен механизм функционирования электронных счетов-фактур, которые являются обязательными документами для осуществления расчетов по налогу на добавленную стоимость и принятия к вычету сумм «входного» НДС. С этой целью создан Портал электронных счетов-фактур. Разработчиками системы проводится ряд мероприятий, направленных на усовершенствование работоспособности Портала. В связи с чем хочу обратить внимание плательщиков нашего района на тот факт, что с 1 января 2017 года для осуществления налоговых вычетов по НДС должны будут применяться только электронные счета-фактуры. На 2017 год из главы 12 Налогового кодекса будут исключены нормы, предусматривающие возможность осуществления налоговых вычетов на основании бумажных первичных учетных документов.
?Постоянно растущее количество компаний на рынке неизменно ведет к необходимости внимательного подхода к выбору будущего партнера. Каким образом с помощью электронных сервисов можно проверить контр-агента?
— Получение достоверных данных о реальном экономическом и правовом статусе контрагента имеет целью минимизировать коммерческие риски и предотвратить возможные негативные последствия сотрудничества. На официальном сайте Федеральной налоговой службы Российской Федерации размещен ряд общедоступных электронных сервисов, позволяющих плательщикам проверить своих контрагентов по внешнеэкономическим сделкам. Для того, чтобы воспользоваться данными информационными ресурсами, необходимо на официальном сайте ФНС России в разделе «Электронные сервисы» выбрать подраздел «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента». Сервис очень полезен в том плане, что предоставляет возможность проверить контрагента сразу по нескольким направлениям.
В целях обеспечения защиты интересов нашего государства от вреда, причиняемого в результате незаконной минимизации сумм налоговых обязательств, Указом Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 г. №488 утвержден Реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере. Данный реестр создается Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь. Сведения, содержащиеся в Реестре являются открытыми, общедоступными и размещаются на официальном сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.
?Все вышесказанное Вами имеет отношение в основном к субъектам хозяйствования, то есть юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. А какими электронными сервисами могут воспользоваться обычные граждане?
— И для обычных граждан Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь предоставляются электронные услуги. Возьмем, например, наш сайт — nalog.gov.by. Здесь размещена различная информация, позволяющая гражданину найти ответ на любой вопрос, связанный с налоговым законодатель-ством, воспользовавшись услугой «Электронное консультирование». Как говорится, «сидя дома на диване».
При помощи электронных сервисов сегодня можно записаться на прием к руководителю инспекции, подать заявку на получение документов из инспекции, отправить заявление на осуществление административных процедур, получить извещение на уплату налога на недвижимость и налога на землю, оплатить налоги посредством интернет-банкинга ОАО «Беларусбанк» или ОАО «Белгазпромбанк» и многое другое.
?Вами было сказано о получении физическими лицами электронного извещения на уплату налогов. А давно ли появилась такая возможность у граждан? И что нужно сделать плательщику, чтобы получать извещения в электронном виде?
— Право на получение извещений в электронном виде закреплено с 1 января 2014 года в Налоговом кодексе Республики Беларусь. С просьбой о получении таких извещений гражданину необходимо обратиться к нам, в налоговую ин-спекцию с паспортом или иным документом, удостоверяющим личность.
По желанию плательщика электронное извещение может направляться с использованием электронного сервиса «Личный кабинет», расположенного на официальном Интернет-портале Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь www.portal.nalog.gov.by, или на адрес его электронной почты. При обращении в налоговый орган плательщику вручаются идентификационный код и пароль.
Если плательщик пожелает получать извещение с использованием электронного сервиса «Личный кабинет», то доступ к такому сервису осуществляется с применением сертификата открытого ключа, подписанного электронной подписью, либо идентификационным кодом и паролем. И если извещение направлено плательщику в электронном виде, то на бумажном носителе оно ему повторно не направляется.
Электронное извещение можно получить не только в отношении имущественных налогов, но и в отношении подоходного налога с физических лиц. Оно может направляться плательщикам, представившим налоговую декларацию по итогам года, если по результатам проведенного расчета у них возникла обязанность по уплате подоходного налога с физических лиц.
Это не единственный сервис, направленный на упрощение администрирования имущественных налогов. Среди основных нововведений можно отметить возможность вручения извещений плательщикам с применением услуги «Гибридная почта». Такую услугу на договорной основе оказывает налоговым органам РУП «Белпочта», это существенно упрощает работу. Теперь распечатка и упаковка в конверты извещений, направляемых заказным письмом, осуществляется РУП «Белпочта», с последующим вручением налогоплательщикам. Впервые данная услуга была применена в 2015 году.
?Будут ли налоговые органы и в дальнейшем проводить работу по созданию и дальнейшему продвижению электронных услуг.
— Да, конечно. В настоящее время наша работа направлена на минимизацию прямых контактов налоговой инспекции с гражданами и субъектами хозяйствования. Если налогоплательщики исправно уплачивают налоги, не уклоняются от своего гражданского долга, не изобретают схем ухода от налогообложения, то выполнять обязанности плательщика просто и удобно. Поэтому большое внимание нами уделяется внедрению электронного документооборота.
Несмотря на то, что формы электронных систем, участвующих в развитии налоговых отношений, уже достаточно широки, развитие информационных технологий свидетельствует о необходимости внедрения новых и совершенствования имеющихся способов взаимодействия с плательщиками и государственными органами.
В дальнейшем налоговыми органами рассматривается вопрос реализации через компании, которые являются разработчиками бухгалтерских программ, возможности формировать налоговые декларации исходя из данных бухгалтерского учета. Будут предприниматься меры, чтобы переориентировать работу налоговых органов, шире внедрять бесконтактное обслуживание, в том числе сократить число контрольных мероприятий.
Светлана СЕРГЕЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.