Полешуки должны знать все

Наверное, у каждого свой, предначертанный на этой земле путь, которым идем, поддаваясь стереотипам мнений. Но есть среди нас люди отважно смелые, способные на собственный страх и риск бросить вызов устоявшемуся. Как пример, Владимир Мулявин, человек русский, сумевший «Песнярами» прославить Беларусь на весь мир. Его имя в контексте неслучайно, поскольку второй россиянин ломает привычное представление об истории нашей страны уже сегодня. Почему, задается вопросом доктор исторических наук Александр Черемин, летопись Беларуси в любом источнике начинается с 10 века? А до этого что? Ничего не происходило? Оказывается, побывав однажды в Турове (автор 35 книг, из них изданы десять, и три о Беларуси) открыл в себе теплое чувство к Синеокой.

– Я посчитал, что Беларусь должна знать свою историю, – уверяет Александр Александрович, имеющий допуск во все самые престижные российские и мировые архивы и не изменяющий убеждению идти вперед, отстаивая свои взгляды и позиции.

– Александр Александрович, книга о Брестской крепости, которую презентовали и в Житковичах, открыла для Вас, как для исследователя, нечто неожиданное?

– Пожалуй, то с каким героизмом сражались во время Великой Отечественной войны не только солдаты-офицеры, но и их семьи. Ведь, все что издано о славных защитниках рубежей, большей частью касалось армии… Скажу в целом, что ученым есть над чем работать, в истории множество белых пятен. Но то ли в силу лени или под прессом стереотипов коллеги не торопятся их заполнять.

– Несмотря на то, что появляются кандидаты и доктора наук? Но ведь, кажется, все открыли уже до нас.

– На каждый исторический факт есть субъективное мнение в силу того или иного суждения, ограниченности источников и т.д. Я стараюсь выступать независимым экспертом, исследуя совокупность архивных документов, чтобы таким образом избежать фальсификации. На каждом этапе я всегда считал, что ничего не знаю. Встречая на пути человека, убежденного в полной осведомленности, стараюсь прекратить с ним общение. Будь у меня подобная эйфория, не получилось бы столько книг  – сегодня в рукописях их 48.

– Вы ведь историю выбрали неслучайно?

– Конечно, это веление души. Еще со школы очень нравился предмет и мне он отвечал взаимностью. Мог, наверное, поступить и в МГУ, но все же выбрал Московский государственный историко-архивный институт, а затем там же и аспирантуру… Вуз и сегодня дает право доступа и студентам, и выпускникам к самым бесценным и древним документам. Они способны указать путь ко многим открытиям. Там особый дух своеобразного дипломного братства, вне зависимости от того, когда ты окончил институт. Кстати, поступал при зашкаливающем спросе – 30 человек на место.

– Но стать студентом одно, а учиться – другая ступень.

– Если человек влюблен в то, чем занят, его обязательно заметят близкие по духу люди. И в моем вузе меня выделили. К тому же я был Ленинским стипендиатом, и все выходило как-то само собой. На меня обратили внимание профессора МГИАИ – Александр Давыдович Степанский, Александр Лазаревич Станиславский, Ольга Михайловна Медушевская. «Если за тебя взялись евреи, они что-то понимают», – так говорили на этот счет мои друзья-москвичи со старших курсов. Ребята на каникулах ездили со студотрядами в Казахстан, я тоже хотел отправиться с ними подзаработать. Но мой декан Валерий Иванович Диновцев меня оставил в вузе работать с архивами монастырей, вместе со Станиславским. Парни тяжело трудились физически и привозили по 700 рублей. А мне занятость тем, что знал, любил, продолжая учиться, давала заработать за лето до 1200.

– Кроме указанной книги, какая еще посвящена Беларуси?

– «Туровское княжество». Тема пришла в процессе, ведь, как известно, Берестье (Брест) входило в Туровское княжество. История ведь нанизывает события. И наработки привели к мысли написать еще одну книгу о Полесье, (которая, кстати, готова и в скором времени будет отпечатана в типографии). Его центром являются Житковичи, потому основная роль принадлежит именно этой местности. Информацию брал из краеведческого музея, общался с людьми, а имея доступ к архивам у себя на родине, в Кракове, Стамбуле и т.д., могу сложить мозаику событий. Очень важно показать роль Кирилла Туровского, опровергнуть недостоверность некоторых суждений. Кстати, на него много фальсификации. И в отношении величайшего просветителя своего времени, философа это несправедливо.

– Каким тиражом отпечатаете и как озаглавите?

– Как и все предыдущие, – 1700 экземпляров, назвал «Полесье. 1-21 век». Кроме того, там разместятся около 300 фотоиллюстраций.  Снимки и крупицы каких-то отдельных событий собирал, путешествуя по Полесью, знакомясь с людьми, удивляясь их открытости и доброжелательности. Передвигался, случалось, на перекладных. Это особая атмосфера коммуникации. Вез меня и пограничник, и рабочий… А был случай, когда бизнесмен из Давид-Городка бросил все дела и катал на своем автомобиле, демонстрируя достопримечательности. И только потому, что ему приятно – пишут о его малой родине. Это и есть тот самый патриотизм.

– Александр Александрович, почему тираж такой… не круглый?

– Мне нравятся семерка – божественное число, и единица. К тому же в сумме это восьмерка, – стабильно устойчивое и счастливое. Кстати, все книги издаю за собственный счет, по мере наличия средств. Ведь спонсорам надо что-то предлагать, соавторство, например. И не состою в Союзе писателей.  Меня звали пополнить его ряды, но не вижу в этом смысла. Разве что цензура (улыбается – авт.).

– Как долго «рождаются» ваши произведения?

– По-разному. «Туровское княжесто» написал за два с половиной года, «Полесье» начал в 2012-ом и редактирую сейчас.  А вот «Священную Дружину» кропал со второго курса института и издал только год назад. Все зависит от собранного материала, а процесс этот может идти одновременно по нескольким темам и черпаться из разных, порою полярных, источников. Случается, их не хватает и поиск занимает много времени.

– Правда, что глубокому историческому анализу Вы обязаны Вашей супруге-житковчанке?

– Учителям из МГИАИ я обязан методикой написания статей и монографий, плюс характер – довести начатое до логического завершения. А вот появление книг о Беларуси – исключительно заслуга Татьяны Васильевны. Она влюбила меня в свою страну, родные ей Житковичи. В Туров уже влюбился сам… Мне казалось, что в этом духовном месте люди должны быть особой культуры, все поют на уровне «Песняров», вдыхая чистый воздух и живя среди богатейшей природы. И потому вдвойне контрастно встречать на набережной, в центре города нетрезвых, развязных… Но прикоснувшись к Полесью, сюда тянет, хочется каждый раз возвращаться. Что и делаю.

– Ваши самые знаковые места – архивы и библиотеки.  Где проведению было угодно соединить россиянина с белорусской?

– В Национальной библиотеке Беларуси, в Минске. Вполне судьбоносно.

– Сколько еще нас ждет открытий чудных вашим трудом?

– Собираюсь издать 58 монографий, в каждой есть новые, неизведанные страницы истории.  

– И в заключение, какой Ваш любимый отрезок в истории?

– Определенного периода выделить не могу, там, где белые пятна, фальсификация, – там море дел для моей работы и творчества.

«Хочу, чтобы белорусы  знали богатейшую историю своего края. Ведь много источников и свидетельств разных периодов находятся за границей.  Это касается большинства государств, до сего дня многие архивы засекречены, поскольку придание гласности или возврат в страну, территории которой касаются факты, могут носить геополитический характер и даже привести к конфликту».

«Когда передо мной встал вопрос: «Какие территории требуют более детального геополитического анализа?», я оказался перед выбором: Украина или Беларусь. Украину я знал более досконально, но не видел там этноса. А вот что касается Беларуси, то ее всегда звал «коридором». Почему? Просто сюда с юга, запада, севера и востока приходили все, кому не лень, но никто надолго не оставался. Поэтому белорусский народ не ассимилировался и не исчез.

Штрихи к портрету

Александр Черемин – профессор, историк, писатель, эксперт по истории России и сопредельных государств родился 8 декабря 1958 года в Астрахани. Автор более 185 публикаций, в том числе, касающихся исчезнувших государств, истории государственных учреждений, по краеведению, военной истории, антитеррору, генеалогии, нумизматике, фалеристике, палеографии, топонимике, политологии, геополитике, биографии выдающихся деятелей. Автор монографий «Старая Астрахань (XIII-XVI века)», «Правда о Великой Отечественной войне. Из истории 349-й стрелковой дивизии», «Правда о Великой Отечественной войне. По истории 123-го Днепропетровского отдельного моторизованного понтонно-мостового Венского орденов Александра Невского и Красной Звезды батальона», «Туровское княжество (X-XIV века)», «Полоцкое княжество (IX-XIV века)», «Награды СССР за труд», «Награды СССР за военные заслуги», «Касимовское ханство (XV-XVII века)», «Священная Дружина. Антитеррор», «Брест. История приграничного города (X-XXI века)».  

Валентина ПОКОРЧАК

Фото автора

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.