Тысячи паломников устремляются в древний Туров

Лет пять назад в их числе угадывалось немало иностранцев, и пусть события подкорректировали спрос, по-прежнему не зарастает тропа туристическая.

Сегодня по дороге православного паломничества всё чаще отправляются белорусы. И, несомненно, для гостей центральное место – на площади у Кафедрального собора святителей Кирилла и Лаврентия Туровских, который первых верующих принял в 2013 году.

– Мои познания о Турове до поездки ограничивались тем, что это второй по древности после Полоцка город страны, основанный дреговичами в 10 веке, столица Туровского княжества, – делится впечатлением гостья из Бобруйска Тамара, – и что-то ещё слышала про уникальные каменные кресты, растущие здесь из земли.

Ну, на счёт древности мы бы ещё поспорили, а в остальном – лучше раз увидеть. И уже оперативно чудотворчество символов христианства испытывала не только Тамара, но вся группа. Неутомимый экскурсовод Валера скоро заворожил публику своими дивными историями о том или ином исцелении, подкрепил фактами о приплывших по реке крестах. Если кто подзабыл, то старинная легенда гласит, что против течения по Припяти из Киева в Туров приплыли 12 каменных крестов. Их установили на берегу реки, и возвышались они почти тысячу лет. Но во времена советской власти их либо закопали, либо утопили. Однако со временем часть из них снова чудесным образом появилась на поверхности земли. В 1997 году один крест сам показался на Борисоглебском кладбище и начал расти. Сегодня, говорят, процесс приостановился, но целительная сила не утратилась. Именно к этому кресту взывает паломничество. А летом – просто аншлаг. В это воскресенье, пока стояла одна группа, подъезжали и уезжали автобусы с туристами. Чтобы прикоснуться к самому кресту, люди выстраивались в очередь. Молились, становились на колени и прислонялись к святыне… Каждый просил о чём-то своём. Считается, что туровские кресты исцеляют и осуществляют самые заветные желания. Здесь же одна женщина рассказывала другой, что впервые приехала сюда несколько лет назад, когда узнала о своём страшном диагнозе, и уже с трудом могла ходить. И вскоре ей стало лучше, но болезнь ещё не ушла совсем, поэтому снова здесь. Как говорится, блажен, кто верует…

Около тысячи туристов в месяц бывает в Турове, уверяет Валера. Вот на минувшей неделе даже самые радикальные атеисты в гомельской, относительно светской группе, прониклись верой. На их глазах икона Божьей матери в часовенке замироточила!

Почему именно в древний город с непреодолимой силой влечёт верующих? Всё просто – Туров сохранял свой епархиальный статус на протяжении почти тысячелетия, потому здесь особая атмосфера. По крайней мере, в этом убеждаются те, кто прикасается к таинству древнего христианства впервые. Сюда же в прошлом году путь привёл паломников из Витебска, что шли крестным ходом с иконой Александра Невского в честь 800-летия полководца. А сегодня здесь встречаем группу художников из Несвижа. Их приветствует пономарь при храме святителей Кирилла и Лаврентия Туровских Александр… звоном колокольчика. Этот подарок церкви земляка-пожарного датирован 1810 годом, то есть он ровесник Всесвятской церкви!

– Знаете ли вы, что  звон колокола вибрирует не по кругу, а крестообразно, отгоняя бесов на сотни метров? – интересуется у несвижан. Оказывается, ребята в курсе, поскольку в Турове уже второй раз. Известно им и то, что уже нашлись шесть из семи древних крестов: четыре в Турове, и по одному в Погосте и Семурадцах. А вот о том, что, когда все соберутся, Беларусь ждёт процветание, узнают впервые. Такой он Туров – каждый раз открывает что-то новое.

– А  колокольчик валдайский! – среди паломников обязательно найдётся знающий.

По дороге в древний город верующие обязательно (если по маршруту) заходят в церковь Феодосия Черниговского в Житковичах. Их потрясает убранство, новизна и икона Божьей матери Страстная, датированная 18 веком. Её также просят об исцелении. А о том, что это работает, красноречивее слов говорят подношения.

– Только за три с половиной года, что служу в храме, – констатирует настоятель церкви отец Николай, – у образа появилось около 30-ти золотых украшений.

Говоря о возрасте паломников, священник акцентирует, что в среднем это люди нестарые – 40-50 лет. А туровский Валера добавляет, что на Борисоглебское кладбище заглядывают даже мусульмане, волею случая оказавшиеся на Полесье в командировке.

И ещё об одной особенности, удивляющей туристов.

– О том, что на Полесье свой говор, – на прощанье улыбается Тамара из Бобруйска, – слышала, но не думала, что настолько особый. Что-то среднее между польским, русским, белорусским и украинским языками. Как нам объяснили, на Туровщине и вовсе уникальный язык, которого нет в других местах Полесья… Ну и, конечно, я тоже прикоснулась к загадочным крестам. Передать ощущения трудно. Шероховатые, будто живые…

Валентина ПОКОРЧАК

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.