Еще недавно через «Урбаны» в сутки проходило 1500 — 1800 машин в обоих направлениях, говорит начальник Полоцкого погранотряда Павел Харченко:
— С принятием решения латвийским правительством движение прекращено. Причем латвийские пограничники официально уведомили Полоцкий погранотряд всего за два часа до закрытия.
Павел Харченко.
Уведомили‑то за два часа, а материалы (бетон, проволоку и т.д.) свозить на границу начали за несколько дней, полагая, что соседи не видят. Видят и подлянку от официальной Риги ожидают.
— А люди, пересекающие границу? Кто успел — проехал, а кто нет?
— Теперь пересечение границы с Латвией возможно через единственный работающий погранпереход «Патерниеки», с белорусской стороны «Григоровщина» в Верхнедвинском районе.
Все у дермократий для людей. От «Урбан» до «Григоровщины» километров 100. Плюс дополнительная нагрузка на пункт пропуска, а к выходным поток еще возрастает. Все это еще и для того, чтобы люди возмущались, скандалили. Однако конфликтных ситуаций нет, люди едут в Беларусь и благодарят за безвиз.
Для наглядности: с 15 апреля 2022 года по 19 сентября 2023‑го в нашу страну только через «Урбаны» въехало 123 207 жителей Латвии, Литвы, Польши, а в обе стороны границу в этом пункте пропуска пересекли 238 932 иностранца, с начала этого года — почти 117 тысяч человек.
— Граждане Латвии говорят, что едут к нам за более дешевыми, качественными продуктами, автотопливом, с туристическими целями, а кто‑то к родне, на могилку родителей, — слушаю начальника погранотряда. — А кто‑то подыскивает в Беларуси на зиму съемное жилье, в Латвии зимовать слишком дорого.
Латвийский пункт пропуска «Силене».
…Лес, рядом территория соседей. С нашей стороны предупреждающая о недопустимости нарушения границы табличка и контрольно‑следовая полоса, с латвийской — трехметровый забор со «спиралью Бруно», которая режет и людей, и животных (в том числе занесенных в Красную книгу). В заборе — калитки, тоже как бы для животных. Но как тем пробираться, если сами калитки закрыты, да еще и перекрыты колючкой, не оставляющей шанса на выживание?
Латыши по примеру поляков ежедневно выталкивают, выносят через эти калитки беженцев: приподнимают «спираль» — и вперед. А в каких‑то из них предусмотрительно сделаны надрезы. С августа 2021‑го только на участке ответственности Полоцкого погранотряда от рук латвийских и литовских силовиков погибло 12 человек, в этом году — восемь.
Над нами замаячил кукурузник. Латыши то ли патрулируют так (зачем‑то), то ли вынюхивают. Вероятнее второе, сопредельная сторона постоянно ведет разведку наших территорий. Даже в темное время суток. Раньше летали раз-два в месяц, сейчас по нескольку раз в неделю. Ну а что? Топлива много, страна богатая. Бывает, и нарушают воздушное пространство Беларуси (в прошлом году Ан‑2 Латвии залетел на территорию п.п. «Урбаны»).
Да, с той стороны «стерегут» границу тоже не только пограничники, но и военные. Не только, как вы понимаете, латвийские. И «учения» всё проводят и проводят.
Литва. Облизывая заокеанские пятки
Это же настолько не уважать собственных граждан и не считаться с их правами, не думать о национальных интересах и так низко пасть, облизывая заокеанские пятки! Литва уже закрыла два пункта пропуска на границе с нами, угрожает прикрыть все погранпереходы. Каковы последствия таких решений для людей и бизнеса? О последствиях литовские власти не думают. Одно слово — временщики.
— К сестре еду в Беларусь, живу в Литве, — рассказывает пожилая женщина в пункте пропуска «Бенякони». — Закрытие границы? Конечно, плохо. Я в Литве с 1972 года, поступила учиться в Каунас. В Беларуси родня, родители, дедушка с бабушкой похоронены. Вот закроют и «Бенякони», как ездить? Будут разлучены семьи. Так нельзя.
— В Беларусь зачем? В магазин едем. — Это мне другой водитель. Закрытием границы возмущен. На камеру сказать побоялся, опасаясь преследования в своей стране.
— К родне еду, — говорят из соседней машины. — У нас родственники в Лиде, Ивье… В этом году только второй раз еду. Зачем закрывать границу? Мне этого не понять.
Семья возвращается в Литву, улыбаются:
— Давайте дам вам интервью!
— Давайте.
— Впечатления о Беларуси очень хорошие. — Знакомимся, гражданку Литвы зовут Галина. — Красиво у вас. Люди культурные, приветливые. Продукты дешевые, вот ряженку вашу пью, вкусная! За покупками к вам всегда ездим, за топливом. Всё супер!
— А не боитесь к нам ездить? Литва вон вас пугает.
— Ой, — махнула рукой собеседница. — Мы же знаем, как оно на самом деле. А пугают потому, что не хотят, чтобы мы ездили, покупали. Мы должны у себя покупать. Такая, наверное, политика. Пусть люди едут, пусть покупают. Вкусно и дешево. Я пенсионерка, для меня это ощутимо. Пенсия 450 — 500 евро… А сейчас сто‑о‑олько в отопительный сезон будем платить… И так 120 евро, знаете, чувствуется.
— И сколько же вам на жизнь остается?
— Копейки. А еще лекарства. А кушать? Спасибо Лукашенко, что разрешает нам к вам по безвизу ездить.
Грузопассажирский пункт пропуска «Бенякони» — один из немногих работающих на границе с Литвой. Пропускная способность в сутки — 780 легковых и 500 грузовых авто. Литовцы же сейчас принимают не более 250 грузовых и 500 легковых, что противоречит договоренностям, говорит начальник Лидского погранотряда Александр Ким:
Александр Ким.
— Сделаю акцент: лидские пограничники охраняют границу Республики Беларусь, а не Литвы. Прямых угроз пограничной безопасности на участке ответственности не выявлено, вместе с тем в случае обострения обстановки сил, средств, уровня подготовки и мотивации у личного состава достаточно для выполнения задач.