От «Ветицы» деревня светится. Как сегодня живут Сторожовцы

Этих доброжелательных женщин мы застали за работой у памятника воинам, погибшим во время Великой Отечественной войны. Сам монумент впечатляет. Возможно, потому, что огромная статуя белоруски с опущенным вниз мечом, кажется, особенно бережно охраняет вечный покой солдат.

– Здесь захоронены и трое родных братьев дяди моего мужа, – Галина Васильевна в списке фамилий быстро находит собственную – Акулич. Для неё порядок у памятника рядом с Домом культуры, где трудится, дело даже личное, – четвёртого, уцелевшего, война искалечила.

Минчане и аисты

Пока идём на святое в Сторожовцах место, выясняем, что дома в деревне продаются. А главное – покупаются. Минчане, уставшие от городского шума и суеты, находят здесь покой и уединение. А ещё – и впрямь рыбное место на Ствиге. Не стесняясь и ни у кого не спрашивая, пересекаем двор, хозяин которого вскоре десантируется из столицы на летнее место жительства. Его уже ждут отчаянно ранние тюльпаны и завораживающий ковёр из маргариток. Это по улице Садовой, где из полутора десятка домов по-настоящему жилых три. Из калитки «нашего» выходим прямо к деревянному кресту. Он тоже охранник. Именно на месте его водружения лет десять назад когда-то располагалась церковь, а при ней школа. Свидетель двухвековой давности – надгробный камень. На нём, если присмотреться, можно разглядеть старославянский текст: «Живи – наслаждайся, домой собирайся»… По пути знакомимся с аистом, уже свившим на столбе гнездо. По примеру минчан он также каждый раз возвращается в Сторожовцы, только ранней весною.

 

Анна, которая поёт

Улица Победы куда презентабельнее Садовой. Небольшой ухоженный дом нашей спутницы Анны Мелещени опоясан нарциссами. Соседство с клубом, куда поющая в «Ветице» женщина всё ещё бегает на репетиции, обязывает марку держать. Причём в свои 78 Анна Фёдоровна сделала себе скидку лишь на хозяйство, оставив яркую пару – петуха с курицей. А в остальном, невзирая на нелёгкую трудовую биографию в колхозе и перипетии судьбы, сохранила лёгкость общения и походки. С тех пор как ради замужества покинула Слепцы, из деревни далеко выезжала, не считая  Минска, лишь к дочери в Москву. Вторая – в Житковичах. Обе работают на почтах союзных государств. Единственное, о чём  без всякой досады сожалеет Анна Фёдоровна, – образование. В её семье после войны – восьмеро по лавкам, кормиться надо было, а до учёбы дело не успевало дойти. Зато судьба вознаградила пятью внуками.

Каток истории

Галина Васильевна историю названия деревни знает от старожилов. А корни её зарыты в Туровском княжестве. Принято считать, что именно на этой земле стояли сторожевые башни, с которых чётко просматривались чужеродные поползновения. И пресекались. Вероятно, неслучайно к селу прижались Семурадцы, где, судя по наименованию деревни, советовались, принимая решение, семь мудрецов. В Сторожовцах живёт история и в самих людях. Невольно переворачиваем трагическую страницу.

– Была ў вёсцы царква, – вспоминает 90-летняя Галина Левковец, – але ў 1930-ых тамака зрабілі збожжасховішча. Мая маці была ў Старажоўцах першай. Вось яе туды забралі вартаваць. Яна там была, ды нагледзела ікону. Вельмі добрая, жаночая. «Усё роўна яе ўкраду», – вырашыла зберагчы ад атэістаў Серафіма. Тут трэба сыходзіць, а яна сказала: яшчэ крыху пабуду. А потым абраз за пазуху – і дадому. «Серафіма, а дзе то наша ікона падзелася?» – з’явіўся на парозе брыгадзір, – ты ўзяла?. «Не, не брала». А сама схавала ў яслi каровы. Ідзі, кажа, пашукай.

Бригадир икону так и не нашёл. Долго она, завёрнутая в рушник, хранилась в яслах. Но, даже водрузившись на почётное место в красный угол хаты, не спасла от беды. В 1936-ом супруга Серафимы Михаила Чёрного, почитаемого за грамотность ветврача, арестовали. Особо не разбираясь, в Минске, в Куропатах расстреляли. О том, что по доносу и наговору, спустя годы выяснил сын, получив доступ в Мозырский архив. Реабилитировали и выплатили пять рублей компенсации.

– А на сумму возмещения за репрессированного деда моему отцу, купили велосипед, – вздыхает Галина Васильевна. – В 1939-ом расстреляли. Потому что он жил там, на Богушах в Ричёве, типа считались богачи на хуторе.

Но наша икона, судя по тому, что на святом месте, где мы побывали вначале, располагалась Покровская церковь, – Пресвятой Богродицы, семью в безотцовщину спасла. Когда совсем плохо и голодно стало, мама продала реликвию, чтобы прокормить пятерых детей.

 

Узором красна

Возвращаемся в клуб, где от рушников руководителя народного фольклорного коллектива «Ветицы» Елены Якубовской светло и уютно. Кстати, он назван в честь места в деревне, где раскинулись ивы, – Ветицы. Под занавес творческо-экспортная новость: сторожовецкие рушники пользуются спросом у россиян. И не только те, что под хлеб-соль, а именно на свадьбы. Длинные, с ярким белорусским узором. Недавно вот пять уехали в Союзное государство радовать молодожёнов.

У Геннадия Чикиды в деревне парники

 

Только факты

Обнаруженные археологами четыре кургана, указывают на заселение этих мест  больше тысячи лет назад. В деревне также находился один из Туровских каменных крестов времён принятия христианства.

Действовали монастырь, церковь, в ней хранились метрические книги с 1785 года, а с 1840 года – прочие церковные документы.

В 1908 году – в составе Туровской волости Мозырского уезда Минской губернии. В результате пожара в Сторожовцах 5 июня 1909 года сгорело 82 двора.

В 1929 году организован колхоз имени В.И. Ленина.

В августе 1941 и марте 1944-го каратели полностью сожгли деревню и убили 30 жителей. На фронтах и в партизанской борьбе погибли 44 человека.

Наибольше число жителей – 583, приходится на 1917 год. Сегодня в деревне 155 человек.

 

Валентина Покорчак

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.