СПАЙСайся кто может!

607Молодежь покупает курительные смеси килограммами. Медики не могут выявить их в биологических жидкостях. Правоохранители еженедельно вносят новые вещества в реестр запрещенных. Родители отказываются верить, что их ребенок наркоман. Примерно так выглядит словесный портрет спайсомании, накрывшей нашу республику в прошлом году. На деле “преступница” в десятки раз уродливее. Ровно во столько, во сколько реальное число наркопотребителей превышает официальные данные.

Кроха сын пришел
к врачу
Клиникой Маршака называют коллеги из городской поликлиники корпус областного наркологического диспансера, что на улице Богданова. Возможно, по аналогии с частным центром в Москве, где предлагают VIP-лечение алкогольной и наркотической зависимости. Но скорее за внимание к детям, как у советского классика. Когда-то в здании располагался детский сад, сегодня по иронии судьбы — детско-подростковое отделение диспансера. Дошколят в нем, к счастью, нет, а вот школьники — не редкость.
— Все чаще работаем с тринадцатилетними, есть факт поступления на лечение мальчишки двенадцати лет, — вздыхает заведующая диспансерным детско-подростковым отделением областного наркодиспансера Елена Палубец. — Цифры за этот год уже превзошли прошлогодние.
Вдумайтесь: за пять месяцев поставили на учет за употребление наркотиков в шесть раз больше подростков, чем в аналогичном периоде 2013-го.
Неутешительна статистика и в управлении внутренних дел облисполкома. За январь — май по линии наркоконтроля выявлено 407 преступлений, 102 из которых связаны со сбытом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов. К показателям прошлого года — “плюс” 122 и 20 преступлений соответственно. По материалам подразделений по наркоконтролю и противодействию торговле людьми отделов внутренних дел на Гомельщине возбуждено 49 уголовных дел, главные фигуранты которых — учащиеся средних, средних специальных и высших учебных заведений.
— Если так и дальше пойдет, к концу года будем иметь 120 — 130 уголовных дел в отношении учащейся молодежи, — совершает несложный подсчет начальник управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми УВД облисполкома Юрий Маркевич. — Это почти в пять раз больше, чем в 2013 году.
Буквально за год наркопреступность не только помолодела, но и получила постоянную прописку на селе. На данный момент в Чечерском районе выявлено восемь преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в Жлобинском — 20, в Светлогорском — 28, в Мозырском — 41.
В непопулярном рейтинге по-прежнему лидируют районы областного центра: Центральный — 41, Железнодорожный — 75, Советский — 77 преступлений.
По барабану
Что ухудшило статистику? На этот вопрос, кажется, любой ребенок ответит — спайс. Однако не каждый взрослый сможет вразумительно объяснить, что стоит за пятью буквами. Эксперимента ради спросила у мам и пап, воспитывающих подростков: “Что такое спайс и с чем его “едят”?” “Сорт табака”, — удивили одни. “Наркотик какой-то”, — были ближе к истине другие. “Не забивай голову”, — отмахнулись третьи.
Ввожу в поисковик в разных вариациях слова “спайс”, “родители”, “опрос” и не нахожу никаких статистических данных. Выходит, в Беларуси до сих пор во всеуслышание не интересовались: “Мужчины и женщины, что вы знаете об опасностях, грозящих мальчишкам и девчонкам?” Не яснее ситуация и в соседней России. Только в интервью руководителя Центра индивидуальных программ реабилитации Ирины Кутяновой электронному СМИ выудила: 50 процентов родителей не подозревают, что их дети употребляют наркотики.
Вместе с тем, чтобы узнать врага в лицо, далеко ходить не надо. По данным Белстата, Интернетом в Беларуси пользуются свыше 50 процентов населения. Выходит, каждый второй может прочитать в Сети: спайс — один из брендов синтетической курительной смеси, и если не испугаться, то насторожиться от определения “синтетической”.
— Кто бы ни убеждал, что спайс безвреден, не верьте, — предупреждает заведующий диспансерным отделением для взрослых областного наркодиспансера Игорь Луханин. — Любые травы в его составе, будь-то аптечные ромашка, мать-и-мачеха, пол-пала или выросший под окном подорожник, обрабатываются химическими веществами. Так, синтетический каннабиноид JWH-18 действует в 5 — 100 (!) раз сильнее, чем природная марихуана.
Но даже не это самое страшное. Кустарям-производителям дела нет до соблюдения пропорций при изготовлении спайса, равно как и до того, станет потребитель овощем или умрет. Плохо смешивая ингредиенты, они словно заряжают в барабан револьвера пять патронов травы и один патрон JWH-18. Русская рулетка на новый лад: повезет — курящий останется жить, не повезет — станет еще одной цифрой в смертельной статистике.
Курил Пашей,
очнулся Дашей
Ищу на лице Павла следы былой привлекательности и с трудом верю в то, что ему — девятнадцать. Щеки впали, под глазами — круги, в глазах — растерянность.
— Почему исключили из университета?
— Не знаю. Может, зачет не сдал.
— Когда первый раз покурил?
— Не помню. Наверное, полгода назад. На второй курс одного из престижных факультетов вуза в сентябре прошлого года юноша пришел в отличной физической форме. Но на квартирнике знакомые предложили попробовать спайс, и теперь лекции Павлу читают не преподаватели, а врачи.
— Не устаю повторять своим пациентам, что затяжку они могут сделать Машей, а очнуться неизвестно кем. Синтетические каннабиноиды меняют психику, — подчеркивает заведующая психологическим отделением областного наркодиспансера Юлия Краснобаева.
В СМИ примеров хоть отбавляй: покурив спайс, молодые люди лаяли, с кулаками бросались на дом, мнили себя трансформерами…
И это только видимые последствия. Исподтишка, накапливаясь в организме, курительные смеси разрушают печень, легкие, сердечно-сосудистую, половую, нервную системы, снижают интеллект. Часто служат причиной шизофрении.
— Даже тяжелое отравление чистыми наркотиками, например, героином, имеет для организма меньшие последствия, чем легкое — “синтетикой”, — не скрывает заведующий токсикологическим отделением Гомельской городской клинической больницы скорой медицинской помощи Дмитрий Запольский. Еженедельно в БСМП поступают 2 — 3 молодых человека старше 18 лет с подозрениями на отравление спайсом: дезориентация в пространстве, галлюцинации, неспособность отвечать за себя и свои поступки. Почему нет уверенности в диагнозе?
— Подтвердить отравление спайсом в наших условиях сложно. Точнее — невозможно, — констатирует Дмитрий Запольский. — В области единственная лаборатория, которая может определить наличие спайса в моче, работает у судебных экспертов.
Хромато-масс
не для масс
Начальник управления Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь по Гомельской области Вячеслав Близнец в середине 80-х работал следователем в Светлогорске и по именам помнит спортсменов, что привезли в город с международных соревнований “Дружба” рецепт изготовления наркотиков. — Сегодня ситуация страшнее, — признает специалист со стажем. — Если раньше перед употреблением инъекционных веществ некоторых останавливала боязнь игл и уколов, то сделать одну-другую затяжку даже мальчишке не страшно.
Вместе с Вячеславом Близнецом отправляемся в лабораторный корпус управления на улице Ландышева. Там “прописан” квадрупольный хроматомасс-спектрометр для анализа наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, подлежащих государственному контролю.
— Действительно, прибор уникальный для области? — интересуюсь по дороге.
— Исследование наркотических средств синтетического происхождения возможно лишь с использованием сложного аналитического оборудования. Схожее есть в других организациях, например, у специалистов лесного хозяйства, но они используют его в собственных целях.
— У вас помогать медикам не получается?
— Физически возможности нет. Представьте, в 2012 году провели около 500 экспертиз, в 2013-м — более 700, а только за первый квартал 2014-го — 417. Более 70 процентов поступающих на исследование наркотических веществ приходится на “синтетику”. Оборудование работает круглые сутки, но едва успеваем исполнять все постановления о назначении экспертизы.
Он обойдется примерно в два с половиной миллиарда рублей. Через три-четыре месяца установим его в областном наркологическом диспансере, заверил начальник управления Николай Васильков.
Утром — деньги,
вечером — “закладки”?
Если бы наркоторговцы действовали по преславутой схеме Ильфа и Петрова, давно бы потерпели фиаско. В современном мире все приходит быстро: и доход от торговли наркотиками, и гибель от них.
— Наркорынок сегодня держат не цыгане. Видели хоть одного с планшетом в руках? — замечает Юрий Маркевич. — Спайс распространяют школьники и студенты, которые в Интернете чувствуют себя как дома. Только за пять месяцев этого года в области осужден 21 несовершеннолетний. А ведь статья 328 Уголовного кодекса Республики Беларусь за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов предусматривает суровые наказания: изготовление, переработка, приобретение с целью незаконного сбыта или незаконный сбыт — лишение свободы на срок от пяти до восьми лет; те же действия, совершенные группой лиц или повторно, — от восьми до тринадцати лет. Родителям, чьи дети продают спайс и иже с ним, сроки кажутся варварскими. У Юрия Маркевича свое мнение на этот счет:
— Иногда за убийство дают меньше. Но убийца лишает жизни одного человека, наркоторговец — целое поколение. За пять месяцев 2013 года сотрудниками подразделений по наркоконтролю и противодействию торговле людьми отделов внутренних дел выявлено 82 факта сбыта наркотических веществ, за пять месяцев 2014-го — 102. В 66 из них товаром являлся спайс.
— Производители — народ ушлый: как только МВД Беларуси, Министерство здравоохранения вносят очередную формулу спайса в реестр запрещенных наркотических веществ, тут же меняют состав, — констатирует старший следователь управления Следственного комитета Республики Беларусь по Гомельской области Сергей Амельченко. — Случается, что сотрудники милиции принимают решение об отказе в возбуждении уголовного дела из-за того, что на момент изъятия курительная смесь еще была легальной.
— Если бы задержали последнего в области сбытчика, я бы вам рассказал о приемах по их разоблачению, — наступил на горло журналистскому любопытству Юрий Маркевич. Сама же, побродив по Интернету, не сумела купить “закладку” (после перевода денег на электронный кошелек продавцы оставляют спайс в условленном месте). Но благоприятных выводов делать не стала. Все как в детской игре по взрослым правилам: кто лучше спрятался, тот и победитель.
“Стоп!” вполголоса
Правоохранители — медики — педагоги, при идеальных условиях звенья этой цепи в борьбе с наркоманией должны быть неразрывными. На деле не всегда так.
— Сегодня есть информация, которой обмениваются учреждения, но она недостаточна и пока, к сожалению, носит непостоянный характер. Хотелось, чтобы вместе могли планировать работу, — обращает внимание начальник управления образования облисполкома Сергей Порошин.
Случается, что на одну целевую аудиторию (например, первый курс вуза) ответственные за профилактику лица воздействуют с трех сторон. Учителя назидают, милиционеры стращают, врачи увещевают.
И здесь главное, чтобы “воз” не остался на месте, как в басне Крылова про лебедя, рака и щуку.
— Есть единые методические рекомендации по проведению в школах классных часов о вреде курения спайса? — поинтересовалась в Министерстве образования.
— Нет, — ответила пресс-секретарь Юлия Ванина. — Желающие могут скачать у нас фильм “Спайсы убивают!”.
Одного звонка в сельскую школу оказалось достаточно, чтобы понять: учителя будут рады разносторонней систематизированной информации о синтетических наркотиках. Попросив не называть ее имя, заместитель директора поделилась:
— Приходят материалы из управлений образования, здравоохранения, внутренних дел.
Берем из них некоторые факты, остальные ищем в газетах, Интернете. Каждый учитель сам решает, что и как рассказывать детям о спайсе. Есть в борьбе с курительным злом и другие пробелы. Сотрудники ГАИ еженедельно останавливают водителей с признаками наркотического опьянения, но не могут доказать, что привело к нему употребление спайса. Медосмотр автолюбители проходят раз в пять лет, за это время можно не только впасть в зависимость, но и умереть. Не на руку стражам порядка и тот факт, что спайс быстро выходит из организма. Задержали буйного дебошира, а через несколько часов он, глядишь, прилежный гражданин. Вот только говорят об этих примерах ответственные вполголоса. Ждут, пока парламентарии внесут дополнения и изменения в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам оборота наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов.
“3 из 100” — лотерея проигрышная
Три процента старшеклассников из Гомельской области пробовали наркотики. Таковы результаты анкетирования, проведенного среди двадцати шести тысяч учащихся 10 и 11 классов специалистами управлений образования и внутренних дел облисполкома.
— Насколько бы абсурдно не звучало, но сегодня наркомания — проблема благополучных семей, — услышала от каждого из собеседников, пока готовила материал.
В чем причина?
— Дети чрезмерно загружены. Родители хотят, чтобы они в школе себя проявляли, в бассейн и на теннис бегали, фортепиано осваивали, а еще с парой-тройкой репетиторов занимались. А расслабляться как и когда? — указывает заведующая психологическим отделением областного наркодиспансера Юлия Краснобаева лишь на одну из тропинок, ведущих к употреблению спайса.
Преградить ее, а также десятки других, задача родителей. Именно родителей! Какую бы активную профилактическую деятельность не развернули правоохранители, медики и педагоги (несмотря на все мои “но”, ее масштабы впечатляют), мамы и папы будут услышаны скорее. В уже указанном анкетировании 60 процентов ребят на вопрос: “Кому доверяете больше всего?”, ответили: Родителям”. При этом в вопросе: “От кого получаете информацию о вреде наркотиков?”, с отрывом лидировали педагоги.
— Не нужно прятаться за расхожее мнение: “Мы тоже были юными, разным соблазнам поддавались, перерастут…” — предупреждает Юлия Краснобаева. — Таких ужасов, какие сейчас происходят с детьми, в своей практике не встречала.
— Правильнее всего взять на вооружение два принципа: “доверяй, но проверяй” и “не навреди”, — рекомендует заведующая диспансерным детско-подростковым отделением областного наркодиспансера Елена Палубец. Заметили, что-то подозрительное в поведении ребенка, предельно аккуратно поинтересуйтесь: “Все ли хорошо?”, “Что сейчас происходит в жизни?”, “Нет проблем с друзьями?”. Не забудьте добавить, что любите сына или дочь и очень дорожите его (ее) благополучием. А вообще как можно больше говорите с детьми, проводите с ними свободное время и… не будьте эгоистами. Не считайте, что только сами можете помочь вдруг свернувшему с пути чаду.
Консультации для подростков в областном наркологическом диспансере анонимные и бесплатные. Их можно получить в будние дни с 8.00 до 17.00, в субботу — с 8.00 до 13.00 по адресу: Гомель, ул. Богданова, д.13. Телефон для справок 50-64-64.
Анна КОНЦЕВАЯ, «ГП».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.