Фронтовые письма в Житковичский район

 

117Треугольником сложен потемневший листок,

В нем и горькое лето, и сигналы тревог,

В нем печаль отступленья в тот отчаянный год.

Рвется ветер осенний и команда: вперёд!

Даже смерть, отступала, хоть на несколько дней,

Где солдатские письма шли дорогой своей.

Небольшие пожелтевшие листы бумаги. Как просты и бесхитростны они по содержанию. В них — солдатские новости, вопросы о жизни, здоровье, приветы родным. Порой написаны они с ошибками, наспех, непонятным почерком. Кажется, и сегодня они по-прежнему пахнут порохом и дымом. Они бесконечно дороги эти пожелтевшие от времени листочки, к которым прикасаемся с таким волнением и осторожностью. Само время определило их судьбу — быть исторической ценностью. В них сама история, величие и трагедия Великой Отечественной войны.

Письма с фронта. Они не шли в конвертах, на них не было марок. Они были сложены треугольником, такую форму письма придумали находчивые воины и они занимают особое место в нашей истории. Письма складывались простым треугольником, что не требовало конвертов, которых всегда не хватало на фронте.

70 лет отделяют нас от Дня Победы. Давайте перенесемся во времени назад. Вслушаемся в солдатские письма… Письма с войны… С Великой Отечественной… «Здравствуйте, дорогие родители, мать, сестра Надя и Ева!

В первых страницах моего письма спешу сообщить, что я жив и здоров, чего и вам желаю.

Мама, я после третьего ранения был снят с учёта и работал в тылу при госпитале, а сейчас 20 июля 1944 года меня признали годным к строевой и взяли в армию. Сейчас ожидаю отправки на фронт, так что, возможно, буду ехать на фронт через свою местность.

Вы, дорогие родители, возможно думаете, что меня живого нет, поскольку три года не было от меня слуху, а я и сейчас живой. Скоро я буду громить немецких оккупантов в четвертый раз.

До свидания. Остаюсь жив и здоров. Ваш сын Роман Чернышевич.»

(Полевая почта 68496 А-2.

Чернышевич Роман. Чернышевич Анне Фёдоровне,  д. Переров, Туровский район).

 «Родная моя мамочка!

Где ты и что с тобой? Жива ли ты?

Мамочка моя! Я измучаласъ ждать, когда наконец освободят нашу Родину. Сегодня по радио слышала, что наши войска взяли Туров.

Быстрее пишите, кто жив и где все. Я сейчас в армии. Целую тебя крепко.

Твоя дочь Катя. Пишите.»

(Полевая почта 14808 «Д».

Хмельницкая Екатерина. Хмельницкой Ульяне Игнатьевне, д. Малышев, Туровский район).

Письма, написанные огрызками карандашей в окопах, блиндажах, госпиталях, доходили до близких, как бы «вживую», из рук в руки, сохраняя тепло родных пальцев, сердец и душ. Письма эти были светом в окошке для родных, солдатские треугольники носили из дома в дом, они озаряли будни, придавали силы, вселяли веру в Победу, вдохновляли на труд. А еще солдатские письма создавали образ воина, рассказывали о его подвиге, о его фронтовых друзьях.

«Добрый день, дорогая семья: жена Ольга, детки Настя, Ваня, Николай!

Спешу оповестить Вас, что я, слава Богу, жив и здоров. Если и вы живы и здоровы все, то прошу вас, дайте скорый ответ на моё письмо.

Я нахожусь в Красной Армии с мая 1942 г., сейчас на фронте в Киевской области. Был в опасных боях под сильными обстрелами. Мы не сомневаясь идём вперёд, а гитлеровские изверги откатываются назад. Были случаи, когда снаряды рвались в нескольких метрах от меня, но я остался невредим. В прошлом году был ранен, но вылечился.

Прошу вас, жена и дети, напишите про ваше здоровье и про вашу жизнь, если вы живы. Я до сегодняшнего дня пока остался жив и здоров. Служу я в миномётной батарее. Когда получите письмо, то прошу, сообщите мне про жизнь в Турове, как издевались немцы там, как живут Фёдор Кузьмич, а также кум и швагер Саввка, жив ли отец и мать? Шлю вам всем привет.

Ваш муж и отец Кулеш М. Г.-26.02.1944 г.»

(Полевая почта № 18104. Кулеш Михаил Гаврилович.Кулеш Ольге Гавриловне, м. Туров, у л. Калинина, д. 40).

 «Здравствуйте, дорогие родители!

В первых строках своего письма спешу вам сообщить, что я в настоящее время жив и здоров чего и вам желаю.

Не обижайтесъ, что долгий период времени не писал. Не писал лишь потому, что находился в плену у фашистских варваров. Благодаря сильному нажиму Красной Армии мне удалось бежать от фашистов. Бежал я от немецких извергов 01.07.1944 года.

Не знаю кому и писать, есть ли кто в живых. Ежели остались в живых и находитесь дома, то прошу, дайте скоренько ответ. 22.08.44г.»

(Полевая почта № 24844. Косач М.А.

Загоровской Т.И. м. Туров, ул. Красноармейская, д. 30).

С той поры прошло много лет. Но по-прежнему острые солдатские треугольники, как осколки снарядов, бередят раны фронтовиков, напоминают молодым: без этих писем тоже не было бы Победы.

Письма в треугольниках солдатских!

Они для нас до сей поры полны

И мужества, и доброты, и ласки,

И грозного дыхания войны.

Е. Домашкевич,

зав.отделом информации и использования документов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.