Аплодисменты, господа, авторской песне

Его песня «Вясковы вечар» со сцены городского центра культуры прозвучала так проникновенно, что, кажется, в зал ворвался аромат деревенской жизни во всем своем очаровании и близком большинству ощущении детского тепла, защищенности. Авторское, неповторимое, вырывающееся из глубин памяти и души духом творчества.

Первую свою вокальную композицию руководитель славноизвестных «Сватов» Василий Королец создал ко Дню письменности, приуроченному к дате памяти Кирилла Туровского, что проходил в регионе 13 лет назад. Так что великого просветителя древности вполне можно считать вдохновителем нашего современного самородка. С тех пор, как «Сваты» «Кірылам Святаром» покорили искушенную разнорегиональную публику, собравшуюся тогда в Турове, утекло много припятской воды и даже реку повернули вспять. А тонкие струны сердца и такта выдали на бумагу четырнадцать эксклюзивных «мотивированных» стихов.  Точнее они зазвучали резонансом жизни, полесского духа малой родины.

— Сегодня много песен на разный лад. И современные, и народные, что очень хорошо, — считает Василий Иванович, — можно все найти в интернете, но хотелось что-то собственное, единственное в своем роде, выделяющее коллектив.

Потому, оформив поэзию в ноты, он сразу, на первой же репетиции, сыграл своим вокальным коллегам.

— Слышали нечто подобное? Нет? — сомневаясь даже в себе, задал трепетный вопрос.

Абсолютный слух Александра Санца не подвел — музыка звучала по-новому. Это он потом обрабатывал творческий эксклюзив нашего автора, адаптируя для коллективного исполнения со сцены. В общем, делал то, что принято называть аранжировкой.

— Мы все родом из детства, — цитирует Антуана Экзюпери Василий Королец, — я вырос в Вереснице, оттуда в армию пошел, женился… Песни, обряды, музыка сопровождали всю жизнь сельчан, а мы, дети, впитывали все это с молоком матери.

А еще он проникался к народному и понятному под аккомпанемент отцовской гармони.  Мальчика влек инструмент. Сначала звучанием в руках родного человека, все тянулся потрогать вещь, издающую волшебные звуки. А потом — уже в собственном исполнении после пяти лет музыкальной школы.

Кстати, авторская «Калядная» — история тоже корнями из Вересницы.

— «Кацілася колода ды па вуліцы. Гэй, Каляда-Калядзіца…», —   улыбается Василий Иванович, —  рассказ о тех временах, когда мы мальчишками бегали по дворам колядовать, а если хозяин не открывал дверь, то подпирали ее поленом.

Половине своих произведений Василий Королец «родитель» единоличный. Однако имеются у него песни, появившиеся и в соавторстве. То есть на славу могут претендовать поэты, на чьи слова руководитель народного ансамбля народной песни «Сваты» написал музыку. Например, «Зимка-зимка, белый снег» — творческий посыл Екатерины Поповой, жившей в Турове. Кстати, она кузина нашего героя, так что талант, судя по всему, на генетическом уровне не отдыхает. А в поэзию Михаила Ермоловича композитор внес свою изюминку, вставив припев.

В будущем сентябре «Сваты» отметят четверть века, скорее всего гала-концертом или еще каким торжеством.

— Коллектив, конечно, менялся, — напоминает бессменный руководитель, отметивший 7 июня и личный юбилей (кстати, из своих 50 лет — четверть века он в «Сватах»), — но большинство у нас задерживается. Вот Николай Альфирович со мною четверть века, долго Валетнина Жилич, Ольга Бабашко, Раиса Маркевич, Валентина Мартиновская и другие.

Они — творческая семья, где есть споры и прения, понимание и строгость репетиций. А еще для Василия Корольца — это самые строгие судьи творчества. Пусть звучание артисты и публика воспринимают по-разному.

— Люблю эмоцию зрителей, — не скрывает вокалист, — ведь каждый раз, выходя на сцену, чувствуешь настроение зала, оцениваешь его реакцию. Чем проще люди, тем меньше чопорных масок. Труднее, когда в силу «костюмных» должностей некоторые полагают, что для ранга открытая реакция не всегда уместна. А ведь любой артист нуждается в искренних аплодисментах.

Так и вспомнились классические слова барона Мюнхаузена: улыбайтесь, господа, улыбайтесь! И от этого трудно удержаться, оценивая тонкость определения высокой требовательности.

— Некоторые, бывает, выступят откровенно посредственно, но, считая иначе, радуются. Они же не понимают, что плохо, и в этом непонимании счастливы… Я же, ориентируя коллег к постоянной работе над собой, предупреждаю: если будет плохо – разбежимся!

Но, как и в спорте, на сцене должна присутствовать творческая злость, азарт и стремление завести публику, отмечает автор, главная и лучшая песня которого еще впереди. Ведь с зацитированного им выше афоризма и понимания сущности вещей жизнь только начинается.   

РАЗВІТАЛЬНАЯ

Словы і музыка В. Каральца.

Так у нас на Палессі спяваюць

І на святы гасцей запрашаюць,

Шчасця вам мы жадаем і долі

І ад нас усяго вам даволі.

Мы жадаем вам плёну ў працы,

Хлебам-соллю гасцей сустракаці,

Каб народную песню спявалі,

Хату родную вы шанавалі. 

ВЯСКОВЫ ВЕЧАР

Словы і музыка В. Каральца.

Вясковы вечар у роднай хаце

Гучыць гармонік, звініць, пяе.

Ён адпраўляе каго ў салдаты,       .

Каго ён жэніць, ці замуж аддае.

                    ПР:

Іграй гармонік, спявайце госці,

Каб весялей жылося на зямлі.

Іграй гармонік, спявайцегосці,

Каб маладыя шчасліва жылі.

Вясковы вечар у роднай хаце

Гучыць гармонік, звініць, пяе.

У дзень нараджэння гармонік грае,

На юбілеях жару паддае.

                      ПР:

Вясковы вечар у роднай хаце

Гучыць гармонік, звініць, пяе.

Ён сабірае ўсіх на свята                     .

І на канцэрт ён усіх заве.

Валентина ПОКОРЧАК

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.