Богатство опыта и лет

 

Будет, что в старости вспомнить — так обычно говорит сегодняшнее юное поколение, когда жизнь полна красочных и интересных событий. И если по этому принципу судить, то у нашего героя, Василия Занкевича, историй о нескучной и продуктивной молодости на целую серию книг, правда, произведения эти будут разного жанра.

Житие

С самого рождения у Василия была необычная жизнь: он – шестой по счету в семье, где появилось на свет аж девять детей. Уже тогда маленький мальчик учился тому, что все должно быть по справедливости. Да и, как говорится, в фамилии, воспитывающей лишь одного ребенка, в большинстве своем тот единственный становится эгоистом. А, следовательно, наш герой — отнюдь не себялюбив, готов на все ради блага других.

Он хорошо помнит, как решил продолжить  образование после школьного. Ибо в то время было нормой: как только окончат базовое учебное учреждение – отправляются трудиться.

Однако на дальнейшие три года планы немного изменились – служил в армии. «Вооружейник» – его военная специальность в авиации на Севере. Два года заправлял самолеты МиГ-17, МиГ-19 бомбами и пушками, на третий сфера деятельности сменилась: направили в штаб писарем-чертежником, где создавал схемы и даже панно.

В Лидском техникуме получил профессию со слегка необычным названием – техник-строитель, геодезист.

Куда только не отправляла судьба Василия Прокофьевича. Побывал в Костромской, Брянской, Черниговской областях. Но в итоге вернулся на родину в Петриков мастером на хозяйственно-расчетный участок, а после предложили место в Житковичах или Копаткевичах. Специалисту по душе пришелся именно наш райцентр. Так, с 1967, он стал жителем Житковщины и изо всех сил, для ставшего родным города, старался честно и добросовестно выполнять обязанности.

Вспоминает, как раньше, будучи мастером комбината коммунальных предприятий, на центральной площади и по всей улице К. Маркса с подчиненными создавал дорогу из камня, заменяя бревна.

До 1991 года – инженер в РПО. С некой тоской и отчасти обидой вспоминает, что был уволен из этой организации несправедливо. 

– Из-за характера своего пострадал и желания делать все правосудно. Всякого в то время хватало, особенно в момент перестройки, когда царил хаос. Только вот совестных не любили, – не вдаваясь в подробности делится Василий Прокофьевич.

Оставшиеся до пенсии восемь лет он приводил в порядок автомобильную станцию.

Рассказы

Будучи начальником, ему приходилось сталкиваться со многими неприятностями, которые, к слову, тоже касались нестабильности в 90-х. Никогда не забудет, как в сильные морозы  превращалась в лед вода в графинах, так как отключали отопление, а вместе с тем не работали кассовые аппараты, ожидающим в зале приходилось несладко от невозможности согреться.  Благо, благодаря упорству, удалось вернуть деятельность АС в правильное, стабильное русло.

В итоге к пенсии у Василия Занкевича накопился неимоверный опыт и багаж ценных знаний, а на одной из полок в шкафу спрятана не одна, а целых шесть почетных грамот как от местных властей, так и от государственных. Хвастаться заслугами он не любит, однако по такому случаю пришлось.

До мелочи помня все те моменты, которыми он решил поделиться с народом, с неимоверным энтузиазмом откровенно и честно говорил о прекрасном и о чем-то не так замечательном, трогающем его до глубины души.

Социальный работник Татьяна Радченко, можно сказать, наизусть знает всю биографию своего подопечного.

– Он подает мне пример жизненной бодрости и оптимизма, своими рассказами доказывает, что не все в этой жизни бывает потеряно, а огорчения и неудачи – это пинок, который заставляет  подняться выше над слабостями, – отзывается Татьяна.

Будучи пенсионером, Василий Прокофьевич с улыбкой говорит о прошлом, отпустил все то, что когда-то его задевало. Смеется и с истории о тушенке.

Как-то в преддверии профессионального праздника, когда наш герой уже находился на заслуженном отдыхе, проходя мимо бухгалтерии АС его остановил один из сотрудников и уведомил, что тот должен расписаться в ведомости и получить две банки тушенки. Конечно, такой подарок Василию Прокофьевичу, простому пенсионеру, пригодился бы, да и приятно, когда о тебе помнят. Только вот в организации отреагировали неоднозначно, ведь никто не ожидал его визита, да и фамилия в списке, как оказалось, принадлежала другому. Суть, мол, в следующем: раньше станция подчинялась Мозырскому отделу, а во время передачи полномичий Житковичам отдали здание и действующий штат, а про пенсионеров забыли. Но Прокофьевичу тогда все же пообещали, что чуть позже вручат те мясные продукты, только вот слова свои никто не сдержал. Да и дело ведь совсем не в материальном, а в отношении. Обидно, когда ты столько сделал для организации, а о тебе даже не помнят. Кто знает, может после этой публикации и по случаю 80-летия в дверь Василия Занкевича все же постучится кто-нибудь из автостанции и поздравит.

Роман

Личная жизнь героя была не менее насыщенной, чем и профессиональная. Только вот женщин так часто, как работу, ему не довелось менять, ибо с первого взгляда влюбился в прекрасную Нину, раз и навсегда.

– Как сейчас помню, было это в Копцевичах на новогодней «дискотеке». Я, будучи студентом, приехал в гости к другу. Увидел ее и замер – настолько очаровательно красивой была Нина. Мое решение пригласить ее на танец оказалось неудачным, ведь подумал я об этом только после того, как она уже закружилась в вальсе с каким-то пижоном. А после все же подошел, правда девушка мне ответила, что уже занята и общается со своим этим «партнером по танцам». Пришлось пригласить рядом стоящую Галю, которая показалась мне одинокой. Пышечкой была моя вынужденная избранница, смотрелись мы, конечно, не так прекрасно, как с Ниной. Но куда деваться, любви ведь, как у всех, хотелось.

Через год я снова пришел на новогодние танцы со своей, а Нина была с танцором. А еще через год мне повезло — она пришла одна. Только вот я – обременен отношениями с Галиной. Помню даже, как моя будущая жена во время дискотеки подставила нам ножку, мы упали. Я сразу понял: клюнула, ревнует. И убежала из клуба. Не стал теряться и отправился за ней. «Ну, хоть на мягком повалялся», – смеялась ревнивица.

Разрешила прийти в гости на следующий день. Пришлось в эту же ночь бросить Галю, с которой мы уже, к слову, планировали свадьбу. Точнее даже не мы, а ее родители. А расстался с ней нелепо, даже не буду рассказывать, стыдно.

Оставшийся год учебы длился для меня вечность. С любимой виделись редко, писали друг другу письма. А после даже отправили в далекую область на работу, в Могилевскую.

В день рождения Ленина, 22 апреля, Нина предложила сделать что-то запоминающееся, посему и побежали в сельсовет, в этот же день нас расписали. Торжество перенесли на месяц май 1963-го. Точной даты я не знал, поехал в Костюковичи.

Как-то раз приходит телеграмма, мол, свадьба у меня, посмотрел на число и понял, что торжество состоялось два дня назад. Бросил все и поехал. Как оказалось, заменил меня в тот вечер брат, подержал невесту за ручку (родители ее меня не знали). Смешно звучит, конечно. Но мне тогда было обидно, что не был рядом с невестой. Да и близкие, узнав правду, решили еще раз отметить это дело.

Жили дружно, создали крепкую семью с тремя детьми. Жена покинула этот мир в 2006-ом. С тех пор я один, и только шесть внуков и двое правнуков приносят мне радость в эту жизнь. Обещали, что на юбилей, 1 августа, все дружно приедут.

Диана РИДЕЦКАЯ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.