Без лоха и жизнь плоха,или история бесплатного сыра

Вы когда-нибудь бывали на разного рода презентациях? Мой журналистский интерес привел меня на одну из таких. Предшествовало тому настойчивое неоднократное приглашение по телефону, настолько настойчивое, что буквально за пять минут мне позвонили сразу два сотрудника. А накануне мероприятия еще раз вспомнили обо мне и поинтересовались, точно ли я буду их гостем и приду ли со своей второй половинкой. Обещали бесплатный массаж и гарантированный подарок. Мой скептический взгляд на подобного рода вещи и уверенность в том, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке (забегая вперед, ведущий несколько раз повторял эту истину), сохраняли во мне здравый смысл. Но было интересно: как же этим людям удается уговаривать на дорогостоящие покупки, причем в кредит? Ах да! Паспорт просили прихватить. Для чего? Сказали, потребуется для регистрации. Знакомая ситуация?

Так вот мы и пришли. Мы – это я и супруг (до сих пор не знаю, как он согласился). Нас радушно встретили на входе, уточнили, их ли мы гости, настоятельно рекомендовали снять верхнюю одежду, заверив, что из гардероба ничего не пропадет, и передали другому сотруднику, который проводил наверх. Следующая коллега наклеивала каждому бейджики с именами – «чтоб мы знали, как к вам обращаться», и рекомендовала пройти на регистрацию. Это, к слову, был последний «пункт» перед началом большого представления. Паспорт, кстати, никто так и не спросил – девушка-регистратор просто проверила, есть ли я в списках, уточнила, с кем пришла, возраст и предложила занять место в зале. Некоторых усадили сразу в массажное кресло – его и собирались рекламировать. Потом, как бы между прочим, еще несколько товаров (постель из шерсти, ручной пылесос, массажер).

Отдельно скажу о контингенте. Хорошая половина из присутствовавших – люди пенсионного возраста. Хотя было достаточно и тех, кого я знаю, – работающих в разных сферах.

Само мероприятие напомнило мне хорошо слаженное театрализованное представление. Мужчина, представившийся Вячеславом, рассказывал о чудо-кресле, между слов приглашая публику из зала опробовать его (мой черед тоже был). Для пущей уверенности рассказал историю о своей бабушке, которая тоже приобрела его и, чтобы покрыть затраты, принимает соседок на сеансы массажа (конечно, не бесплатно) – «и вы так можете», советовал Вячеслав.

Все выглядело очень убедительно. Ощущения от массажного кресла тоже довольно приятные (кому понравилось, мог присесть еще раз). «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке», «хорошая вещь и должна стоить дорого» – эти выражения несколько раз за вечер повторял ведущий. Начался розыгрыш призов. С чего же такая щедрость? «Хотите узнать, какие у нас подарки?», – разогревал интерес присутствовавших мужчина. Телевизор плазменный, пылесос, но самое главное – скидка 30 процентов на покупку кресла. А как же бесплатный сыр?..

В общем, троих или четверых человек из нашей группы выбрал их компьютер. В руках Вячеслава оказалось несколько конвертов – счастливчикам предложили вытянуть свой приз самим. Но никто из сидевших в зале так и не узнал, что было в этих конвертах. Людей (среди них и моя знакомая, потому я твердо решила, что наутро расспрошу, что и как было, хотя определенные мысли у меня уже закрались) попросили пройти со специалистами и получить свои подарки.

В зале же шло все по сценарию. Еще немножко лестных слов о товарах и снова розыгрыш. Во всех смыслах. Еще несколько присутствовавших стали обладателями подушек из натуральной шерсти, объявил ведущий. Ах нет, поправила его Анна, представитель компании-спонсора, занимающейся производством изделий из натуральной шерсти. Компания приняла решение, радовала девушка, подарить участникам не просто подушки, а целые комплекты (кстати, очень недешевые). Опять нескольких самых удачливых из аудитории попросили пройти с коллегами ведущих для вручения.

В чем подвох? Этот вопрос не покидал меня. Было прикольно. Нас просили аплодировать, предлагали поднять то правую, то левую руку…  Как в детском саду или на каком-то сектантском собрании. Полное ощущение, что на тебя смотрят, простите, как на …лоха. Хотя! Я изначально отвела для себя роль наблюдателя процесса.  

В зале же ряды пустели: те, кто ушел получать подарки, так и не вернулись назад. Странно. Пришло и наше время. Ведущий предложил разыграть дисконтную карту, на которой есть определенный набор цифр. Среди оставшейся половины стали искать тех, в чьих паспортах будет наибольшее совпадение чисел. Вот дошло дело и до этого документа, подумалось мне. Мой так и не глянули, а вот мужа проверили и резюмировали: у вас есть шансы выиграть. Меня пригласили с ним – мы же в паре. Специалист проводил за отдельный столик. Я провела взглядом по помещению – несколько столиков по его периметру уже были заняты. Но все же вернемся к нашему. «Понравилось кресло?», – спрашивал консультант Дмитрий. На одобрительный кивок он стал рассказывать и одновременно чертить на листке всю полезную информацию. Суть – сегодня у вас есть уникальный шанс приобрести наше кресло за три тысячи с хвостиком белорусских рублей (обычно оно стоит четыре семьсот) и еще (какое счастье!) получить подарки от наших спонсоров (комплект шерстяной постели, пылесос, ручной массажер). Я уже поняла, что и мы «счастливчики». Почему нет? Вот вам те же тридцать процентов минус и большой бонус в виде подарков – все то, что получасом ранее разыгрывали между нашими земляками и называли большой удачей. Дмитрий убеждал, что это очень выгодное предложение, что шанс просто уникальный.

Кстати, про совпадение цифр в паспорте никто и не вспомнил! « Вы можете купить массажную накидку сразу, а можете оформить кредит. Есть у вас какие-либо кредиты? Сколько платеж в месяц? Сколько вы зарабатываете?» – череду вопросов от Дмитрия и неоднократные предложения отправить заявку на кредит под 1,9% годовых (ну, хотя бы попробовать, ведь служба безопасности может не одобрить) прервала я своими вопросами. Бесцеремонно поинтересовалась, сколько зарабатывает наш собеседник (по его словам, на четырех работах выходит четыре тысячи – все зависит от числа продаж), может ли он сходу определить, готов ли человек к покупке (ответ я знала – иначе бы он просто не работал), часто ли люди покупают тот товар (семейная пара из нашей аудитории, по его словам, все же оформила кредит – кстати, ежемесячный платеж, по их подсчетам, составлял 103 рубля)… Наш диалог был продолжительным и под конец – более или менее искренним. Мужчина, проводив нас до гардероба, поведал, что холостяк, работать приходится напряженно (например, сегодня три презентации здесь, завтра ждет Пинск), обмолвился, что кресло у него тоже есть, о покупке не жалеет, ведь здорово отдохнуть и расслабиться после езды за рулем. Спорить не буду, не знаю. Но… Как и планировала, утром расспросила свою знакомую: как унесли ту гору подарков, что пообещал Вячеслав. И мои ожидания оправдались. В конверте был главный (и по моим подозрениям единый для всех) приз – 30-процентная скидка на покупку кресла. А вот если вы его все же решите купить, то ваша гора подарков поедет к вам домой. Никак иначе. Бесплатный сыр бывает только в мышеловке. И то – только для второй мышки. Не дурак придумал. Истина!

Но. Подарки все же были. Тем, кто правильно во время мероприятия отвечал на дурацкие (на мой взгляд) вопросы, вручили шлаковыводящие пластыри (чудо восточной народной медицины, заверила Анна, и отметила, что на сайте он стоит примерно 27 рублей). Моей знакомой презентовали ручной пылесос для машины – его обещали всем, кто придет со своей второй половинкой (а вот коллеге знакомой, несмотря на то, что была в паре с мужем, гарантированный подарок не дали, только целебный пластырь – видно, два подарка в одни руки не полагалось) (поставить бы смайлик для интонации). Тем, кто по одиночке, – наручные часы. Нам с мужем Дмитрий тоже на прощание вручил пылесос. «На один раз?» – все же не забывая поговорку про сыр, поинтересовалась я. «У меня такой уже три месяца. Работает. Вы только внимательно прочтите инструкцию»… И мы разошлись.

Мы были практически последними, кто покинул здание районного центра культуры. На выходе я обратила внимание, как консультанты выдыхали, провожая своих клиентов до выхода. И теперь стала заметна усталость на их лицах. Хотя до этого держались молодцом – улыбались, подбадривали. Тоже люди, выматываются… 

Вывод. Для меня это не было потраченным временем. Скорее, возможность посмотреть, как специалисты умеют работать. Слаженно, командно. Не продашь – не заработаешь, ну или заработаешь совсем чуть-чуть. Каждый клиент важен. И ценнее, конечно, тот, кто готов купить, дав возможность кому-то заработать. Вот бы некоторых продавцов пригласить на такой семинар-практикум – поучиться. А то, бывает, в магазины заходишь, а ощущение будто не покупать пришел, а незванным гостем домой к продавцу…

 

P.S. Я в ни в коем случае не хочу подвергать сомнениям пользу кресла. Материал больше о том, как нами манипулируют. Важно уметь устоять, ведь каждый из нас обманываться рад…

(Фото подарка прилагаю).

С. СЕРГЕЕВА  

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.