Начальник областного управления Фонда социальной защиты населения рассказал о том, какова ситуация с уплатой страховых взносов в Гомельской области

Пенсия каждого из нас формируется добросовестными плательщиками в Фонд социальной защиты населения. До 2017 года все мы не очень обращали внимания на свой страховой стаж. Особый интерес был вызван нововведениями с его увеличением. Если не выработан стаж, будет назначена социальная пенсия. В 2020 году страховой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии, – 17 с половиной лет.

Дмитрий Желобков возглавляет областное управление фонда четыре года

Фонд социальной защиты населения является фактически единственным органом, который выдает документы, подтверждающие страховой стаж. Для этого требуется уплата страховых взносов в фонд вашим нанимателем. К сожалению, не всеми руководителями соблюдается это требование. Потому случается, что работник попадает в пенсионную ловушку из-за безответственности нанимателя, теряет дни и месяцы отработанного стажа.

Интересуюсь у начальника областного управления Фонда социальной защиты населения Дмитрия Желобкова, какова ситуация с уплатой страховых взносов в нашем регионе.

– Условно выделяем две группы плательщиков. Это действующие предприятия-работодатели, предприниматели, которые используют наемный труд, и находящиеся в стадии ликвидации или банкротства организации, – отмечает Дмитрий Григорьевич.

—Понятно, что у органов фонда разные формы воздействия на должников в двух этих группах. Если к действующим организациям можем применять все преду­смотренные законодательством меры воздействия, то по банкротам есть вполне определенные ограничения.

На 1 января из действующих плательщиков нам задолжали всего 54. Сумма задолженности – 160 тысяч рублей. (Всего в регионе более 21 тысячи работодателей.)

При наличии задолженности районные отделы фонда приостанавливают движение средств по счетам в банках. При этом предприятия-должники продолжают работать, платят за поставленные им материалы и комплектующие, необходимые для производственной деятельности. Но все это происходит под контролем фонда. Когда наниматель начинает платить зарплату, фонд дает обязательное поручение на уплату страховых взносов вместе с выплатой заработной платы. Кроме того, у нас есть возможность взыскать долг с дебитора долж­ника: тех, кто задолжал нашим неплательщикам. Когда видим, что и с дебиторов невозможно получить денежные средства, по истечении двух месяцев обращаемся в экономический суд для принудительного взыскания долга. После того как получен исполнительный документ, обращаемся в органы принудительного исполнения, чтобы судебный исполнитель вышел на предприятие, посмотрел имущество, реализовал его и средства в первую очередь направил в фонд. В приоритете – взыскание страховых взносов, ведь это сопряжено со страховым стажем человека, получением им пенсии.

Основная масса задолжавших сумму в 160 тысяч рублей – частные коммерческие организации и лишь одна государственная – ОАО «Речицаобувь». Долг образовался еще в апреле прошлого года. Нас заверили, что предприятие постепенно выплатит задолженность, что и делает. Если на 1 мая она была более 10 тысяч рублей, то теперь менее пяти тысяч, идет постепенное погашение.

– Дмитрий Григорьевич, а у кого самая большая задолженность по страховым взносам?

– Коммерческое предприятие ООО «Гомельский автобусный завод», которое находится в СЭЗ «Гомель-Ратон», постоянно наращивает задолженность. На его счета уже более чем полгода не поступало ни рубля. Производственную деятельность общество сейчас не ведет, тем не менее зарплату своим работникам начисляет. И таким образом ежемесячно долг вырастает на пять тысяч рублей. Поскольку никакого погашения в пользу фонда нет, мы обратились в экономический суд за принудительным взысканием и рассмотрением вопроса о том, что пора объявлять санацию либо ликвидацию предприятия.  Более года не рассчитывается фермерское хозяйство «Идеал» Василия Змушко в Калинковичском районе. Там проблемы не только по отношению к фонду, но с заработной платой своего коллектива. Не работает совместное общество с ограниченной ответственностью «Джем-Флекс» в Железнодорожном районе Гомеля. Долги фонду – более 16,4 тысячи рублей. Осталось имущество, которое теперь реа­лизуется судебными исполнителями. Надеемся, что оно будет продано, и так погасится задолженность.

Частное предприятие «Торнадо Древ», занимающееся деревообработкой, в наш регион прибыло из Минской области. И с долгами. Руководитель пытается и на Гомельщине курсировать из района в район, уклоняться не только от нас, но и от судебных исполнителей. Задолженность выше 12,2 тысячи рублей. Стараемся на него воздействовать всеми возможными рычагами, не все еще меры исчерпаны. Надеемся добиться понимания простой истины: страховой стаж потребуется не только работающим у него людям, но и ему самому.

– У предприятий-банкротов долги, вероятно, еще значительнее? Какие с ними «правила игры»?

– Задолженность, конечно, большая, в пределах полутора миллиона рублей. Законодательством установлены определенные требования к таким плательщикам по уплате взносов. В частности, Закон «Об экономической несостоятельности» обязывает управляющего в деле о банкротстве при выплате зарплаты своим работникам платить страховые взносы, исчисленные из заработной платы. К сожалению, это не всеми соблюдается. Законами, указами Президента предусмотрена ответственность за игнорирование требований. Мы тесно взаимодействуем с облисполкомом, управлением принудительного исполнения, при необходимости обращаемся в экономический суд для взыскания задолженностей. Среди самых крупных долж­ников – СМП-716 ОАО «Трест Белтрансстрой». Это филиал минского предприятия. Примечательно, что на начало банкротства у него долгов перед фондом не было. Однако на 1 января текущего года они выросли до 300 тысяч рублей. Мы вынуждены были обратиться к управляющему, напомнить о соблюдении требований законодательства. К сожалению, он не услышал. Обратились к собранию кредиторов – среди них есть и такие, у которых долги еще выше, чем фонду. Собрание кредиторов решило: предприятие и управляющий должны погасить долг. Однако управляющий не отреагировал. Мы направили информацию в экономический суд города Мин­ска. Недавно наше заявление о понуж­дении управляющего рассмотрено. Суд вынес решение: до 11 февраля погасить все долги. В ситуации, когда управляющим нарушается законодательство, у органов фонда есть право составить протокол за неуплату взносов, что мы и делаем. Управляющего привлекают к административной ответственности в виде штрафа.

— Интересно, на кого уже так воздействовали в нашем регионе? – Такие меры применялись к управляющему рыбхозом «Красная Зорька» Житковичского района. Он задолженность стал погашать, картина более-менее исправилась. После штрафа, наложенного на бездействовавшего антикризисного управляющего ОАО «Гомельский авторемонтный завод» за неуплату страховых взносов в 2019 году, на 1 января задолженность была погашена. Заметно снизилась задолженность и у банкрота – общества с дополнительной ответственностью «Прима-Сервис». Вопрос уплаты платежей в бюджет фонда ОАО «Гомельторгмаш» рассматривался на заседании администрации Советского района Гомеля. Позднее мы направили письмо в областной отдел по санации и банкротству о нарушениях антикризисным управляющим уплаты обязательных страховых взносов, составлялись протоколы, затем наложили административную ответственность в виде штрафа. Результат про­сматривается: на начало января задолженность по взносам фонду снизилась более чем на 11,2 тысячи рублей.

– Как влияет ликвидация предприятия на пенсионную судьбу конкретного работника? – Мягко говоря, не лучшим образом. При завершении ликвидации фонду приходится на основании указа Президента списывать задолженность по страховым взносам. Конкретные работники могут недосчитаться периодов стажа (дней, месяцев, лет), за которые наниматель не вносил взносы. А потом, кто заплатит страховые взносы за время работы по конкретному Владимиру Степановичу? Все долги списаны. Вот почему фонд пристально контролирует ситуацию: как в отношении действующих плательщиков, так и управляющих предприятиями, которые находятся в стадии банкротства. Важно, чтобы стаж работников был обеспечен страховыми взносами.

– Можете ли назвать, в скольких лицевых счетах тружеников в настоящее время есть разные по продолжительности периоды неуплаты страховых взносов? – Это чуть более 3,1 тысячи лицевых счетов, или 0,28% от всех, открытых в нашей области. Мы отслеживаем каждый из них до момента выхода человека на пенсию. Когда видим, что через месяц-два наступает время назначения, берем его на особый контроль, ведем с ним переписку, разъясняем, что требуется, чтобы человеку была назначена заработанная пенсия. Полный список должников на сайте фонда. Фото Олега Белоусова

Источник: http://gp.by
© Правда Гомель

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.