Крынiца одной семьи

Этим июльским днём, а точнее уже ближе к вечеру, они будто окунулись в лёгкость своей трудной молодости. Правда, на 80-летие верной подруги Елены Тарцан Анна Мацукевич, Лидия Чопчиц, Анна Дубровская и Лидия Малькевич впервые в жизни не пришли, а приехали.

Пусть Новые Милевичи и не такая уж большая деревня, но возраст, знаете ли, даёт о себе знать. Однако благодаря «королевской» форе — доставке на банкет по случаю, женщины, сохранив силы, смогли и спеть, и сплясать. Как ещё, кажется, вчера в фольклорном ансамбле «Крынiца». Впрочем, песня им не только жить, но и работать помогала. Это лучшая психологическая терапия и тот самый настрой с верой в лучшее. А ведь судьба с первых дней на земле оказалась к Елене Андреевне весьма неблагосклонной.

— Мама родилась, скорее всего за несколько месяцев до войны, — вспоминает обрывки давних бесед дочь Людмила Гриб, — просто её записали, как в июле.

Но тот факт, что крошечный ребёнок попал под неласковое дыхание бед и разрушений 1941 года, дело не меняет. Из Новых Милевичей, пусть деревню немцы и не сожгли, люди бежали в лес. По дороге малышка захныкала и «добрые» люди на полном серьёзе посоветовали её матери: «Брось Ленку в болото! Как с нею прятаться? Плакать будет, фашисты обнаружат! У тебя ж и без того семеро по лавкам». Но женщина лишь крепче прижала  драгоценный комочек к груди. Выжили.

Вернувшись в деревню, хаты своей не нашли, многие тогда от снарядов и бомб погорели. Но куда большим горем стало известие о погибшем на фронте муже. Полуголодные и раздетые, в землянке при лучине, но снова с надеждой на светлое будущее: война закончилась ведь. Спасибо, через несколько лет брат помог дом поставить. Как-то в разгар этих трудных будней дальние бездетные родственники пришли к маме Елены Андреевны, как им казалось, с выгодным предложением. «Отдай нам Ленку», — попросили, красноречиво намекая, что, дескать, одним ртом-то меньше станет. И снова материнское сердце осталось неприступным. Кого испытывала судьба такими разными, но одинаково разлучающими идеями? Однако, как бы ни было, Леночке удалось выучиться грамоте. Всего получилось окончить три класса школы, а дальнейшая жизнь стала длинным в 30 лет только на ферме в совхозе «Случ» коридором.

— А дома какое хозяйство тогда держали! — удивляется сегодня Людмила Леонидовна. — Свиньи, куры, две коровы. Так ещё надо было обязательно сдать государству масло-молоко-сметану, оставляя себе лишь перегон… И никого это не возмущало, все дружно так жили. Помню, мама напечёт большую миску пампушек, все угощаются: и свои, а нас было шестеро, и соседские дети. На следующий день — кулинарит уже другая.

Елена Андреевна и замуж пошла рано, и шестерых ребятишек родила, практически не отходя от своего рогато-молочного производства. При этом успевала шить-вышивать, положенные в совхозе сотки полоть и дома огород содержать. Конечно, дети, глядя на тяжёлый труд родителей, сами брались за нелёгкую работу. В том числе и коров вручную доить, а тогда о машинном акценте и не мечтали, приходилось, и в поле бегать «свои» 50 соток приводить в порядок. А как едут на дальнюю ферму голосистые женщины их лесные, с характерным завыванием и протяжностью песни завораживали округу. Надо бы записать этот белорусский фольклор, торопится Людмила Леонидовна, ведь жанр грозится уйти вместе с носителями. Песня не просто была отдушиной, а целой повестью о судьбах, она помогала на ниве и в лесу.

— А вот в ягоды давно не хожу, — призналась Людмила Гриб, — мы же в детстве с началом сезона, собирая чернику, сами зарабатывали деньги, чтобы подготовить к школе. Наверное, своё тогда всё выбрала.

Их мама мечтала, чтобы все её ребятишки стали людьми образованными. Так и вышло. Людмила — директор районного Центра народного творчества, её брат в Ростове предприниматель, второй в Волгограде служит в силовом ведомстве, а сестра в Речице занята в социальной сфере, ещё один сын в Милевичах лесником. Пришлось пережить их маме и самые страшные потери — смерти ребёнка и мужа.

— Но, знаете, она никогда не жаловалась ни на что, — уверяет Людмила Леонидовна, — и когда, бывает, кто-то недоволен нынешнем днём, или ругает президента, всегда возмущается: «Вы, как я одну лебеду не ели!»

В прошлом году всё-таки уговорили дети Елену Андреевну отказаться от любимых козочек — силы ведь не те уже. А вот ремонт деревенской хатки — у неё сегодня на повестке дня. А как же? Пусть и осталось ей не сто лет на жизнь, а порядок должен потомкам быть. Потому-то в очередной выходной её дочь снова летит в Милевичи: мама её, конечно, дождётся, а вот огород вряд ли. Как-то, даже опираясь на палку и тяпку, выбралась на участок и, отбросив первую, принялась за работу.

Кстати

В Новых Милевичах 66 жителей. А у Елены Тарцан ныне пятеро детей,11 внуков и пять правнуков. Если цифру сложить и умножить минимум на два, получится 42 человека. Больше, чем полсела земляков.

Валентина ПОКОРЧАК

Фото Людмилы Гриб

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.