Ремень опасности. Почему нельзя бить детей и чем заменить физическое наказание

Многие сложности взрослой жизни становятся следствием детских травм, виновниками которых психологи называют родителей или других важных для ребенка людей. Авторитетные исследователи убеждены, что даже легкие физические наказания серьезно вредят психике маленького человека. О том, как правильно наказывать ребенка, рассказала психолог Мозырского психоневрологического диспансера Ирина Шевцова.


От родительского пинка до депрессий и зависимостей

– Ирина Викторовна, сегодня ведется много споров о том, приемлемо ли физическое наказание, ведь, согласитесь, дети, как и ситуации, бывают разными. Что об этом говорят психологи?
 
– Убеждена, что бить ребенка недопустимо. Во-первых, наказывая так, вы нарушаете его физические границы, что влечет за собой серьезные отсроченные последствия. Любое насилие, будь то физическое или эмоциональное, задерживает формирование чувства собственной значимости, здоровую основу самооценки – феномен «Я-хороший». Во-вторых, надежный тип привязанности к значимому взрослому, впоследствии отвечающий за успешность взаи­моотношений, меняется на тревожный, избегающий или дезорганизованный. Увеличивается вероятность созависимости, отношений, основанных на манипуляции или избегания отношений. Также взрослый, применяющий физическое наказание, демонстрирует ребенку агрессивный тип поведения. Он усваивает, что власть там, где агрессия. Долгосрочные последствия могут проявляться в чрезмерной угодливости, упрямстве, страхе общения как со взрослыми, так и со сверстниками, в агрессивном или аутоагрессивном поведении. Все это ведет к депрессии, различным видам зависимостей.
– Если говорить о младших школьниках, как лучше их наказывать? Какие поступки действительно требуют принятия мер? Стоит ли, например, наказывать за плохие оценки?
– Лучше поощрять за хорошее поведение и при необходимости вместе с ребенком искать наиболее конструктивный способ решения жизненной задачи – вот что должно стать основой воспитания. Важно разговаривать и объяснять, почему то или иное поведение неприемлемо. Если за любую ошибку ребенка ждет только наказание и ничего больше, то мы не добьемся результативного поведения. Наказание – это крайняя мера, когда беседы и разъяснения не помогают. В этом случае следует соблюдать некоторые правила.
Воспитание – не дрессура
 
– Что же это за правила?
 
– Наказание должно следовать сразу за «преступлением», а не через месяц, когда вы узнали о случившемся, и только в том случае, если нельзя донести информацию по-другому. Оно должно исправить случившееся. Наказание нужно соизмерять с проступком. Например, если ребенок забыл сделать домашнее задание, то не надо его лишать гаджета на целый месяц. Надо, чтобы воспитательные меры были неприятными для провинившегося и вызывали негативные эмоции. При любом наказании нельзя лишать ребенка биологических потребностей – сна или еды. А вот «расправа» уборкой формирует у него отрицательное отношение к труду. Любое воспитание должно основываться на любви. Родитель может сказать: «Мне неприятно наказывать тебя, я все равно люблю тебя, но определенные поступки в твоем поведении мне не нравятся».
– Старших ребят наказывать за проступки сложнее…
– Да, ведь в подростковом возрасте наказания могут вызвать протест. Взрослые дети уже усвоили основные общественные правила, и, если поведение подростка идет вразрез с социальными нормами, это значит, что в чем-то вы не справились с предыдущими этапами взросления. Мотивами его поведения могут быть привлечение внимания или месть. В этом возрасте лучше договариваться. Избежать кризиса в отношениях с подростком можно, если дать ему почувствовать свою взрослость, позволить допустимую «инаковость» через ответственность за свое поведение, когда наказывают последствия самой ситуации.
Проверка связи
– А если ребенок не слышит учителя, родителя, как найти контакт, построить диалог?
– Если такое произошло, значит, где-то случилась поломка в формировании надежной привязанности. Лучше об этом искренне поговорить с ребенком, выяснить, какие чувства скрываются за протестным поведением и как вы вместе можете это исправить. Учитель – это тоже значимый взрослый. Ниточка доверия, которая всегда есть в хороших детско-родительских отношениях, поможет разобраться в любой ситуации.
– Как же стать для ребенка значимым взрослым? Нужно ли родителю быть другом сына или дочери?
– Значимость взрослого на определенных этапах взросления детей существенно меняется. Тип привязанности формируется в основном до 5–6 лет, и понятно, что если вы сформировали уважение к своему ребенку и стойкую уверенность, что поведение родителя – это забота о нем, то авторитет взрослого сохранится надолго, несмотря на последующие сепарационные процессы. Отношения должны быть доверительными, доброжелательными, но с сохранением семейной иерархии, в которой мама и папа стоят выше. Родитель – это питающая фигура, это феномен «давать», а в дружбе феномен «брать-давать» протекает на равных. Было бы странным плакаться в жилетку своему ребенку, утешать и поддерживать родителя точно не его функция.
SOS, родители!
 
– В каких случаях ребенка стоит показать психологу?
 
– Если привычное поведение резко изменилось. В том случае, когда ребенок не справляется с сильными эмоциями: много плачет, или, наоборот, проявляет много агрессии. Если ребенок часто болеет после 7–8 лет, у него головные боли, боли в животе, которым врачи не находят физиологических объяснений. Когда отношения со сверстниками не складываются. В срочном порядке, если вы нашли у сына или дочери самоповреждения, они высказывают мысли о нежелании жить – в данном случае показана консультация детского психиатра.
– Как поступить в том случае, если ребенок сам проявляет насилие: дерется со сверстниками, замахивается на родителей?
– Под агрессией могут прятаться такие чувства, как тревога, беспомощность. Важно показать, что агрессивное поведение по отношению к другим недопустимо. Вместо наказания за агрессию лучше подойти к обиженному ребенку, успокоить его, дать поддержку. Это покажет малышу, что внимание получит тот, кто обижен и нуждается в поддержке, вы продемонстрируете не агрессивное, а заботливое поведение. Всегда нужно помнить о том, что социальное научение происходит через подражание.

http://gp.by

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.