Образование – в центре внимания
Совершенствование системы образования должно проходить на основе имеющихся достижений, без реформ и необдуманных решений. На это обратил внимание Президент Беларуси Александр Лукашенко на состоявшемся 1 апреля совещании, посвященном актуальным вопросам развития системы образования.
Глава государства подчеркнул важность темы развития образования в современных условиях. Наряду с этим Президент отметил, что «это первое приближение к рассмотрению важнейших вопросов, которые у нас сформировались еще до президентских выборов и актуализировались, в том числе вопрос образования, уже после выборов».
В отношении основной темы совещания – образования – Президент заявил, что один из вопросов, который стоял еще до выборов, но пока окончательно не решен, касается сферы образования. Глава государства напомнил, что при назначении нового руководства Министерства образования была поставлена конкретная задача – совершенствование системы, основанное на уже имеющихся достижениях, а не реформирование и ломка. «Нам с советских времен досталась неплохая система образования, мы ее преобразовали. Мы к этому возвращались не один раз, готовили новые учебники. Тем не менее там еще хватает проблем», – убежден глава государства.
«Мы вышли на ряд проблемных вопросов, и по ним были даны конкретные поручения: разобраться с актуальными проблемами, которые стоят перед всеми нами, перед обществом», – подчеркнул Президент. По его словам, эти вопросы волнуют всех и они серьезнейшим образом обращены в будущее.
Вице-премьер Наталья Кочанова проинформировала о выполнении поручений Президента, которые были даны правительству по вопросам образования. Она рассказала о проведенных в различных регионах страны встречах с педагогическими коллективами, воспитателями детских дошкольных учреждений, директорами учебных заведений. Вице-премьер ближе ознакомилась с работой многих детсадов, школ, средних специальных, профессионально-технических заведений, вузов и побывала на уроках. Наталья Кочанова заверила, что в учреждениях образования сегодня стабильная обстановка. Она также подчеркнула: «Мы ушли от всякого рода реформ и необдуманных экспериментов. Нам сегодня не надо что-то кардинально ломать».
Система образования
должна отвечать
современным требованиям
Президент убежден, что система образования должна отвечать современным вызовам и требованиям. При этом основная задача педагогов всех уровней — не только учить, но и воспитывать.
Президент подробно интересовался всеми аспектами предстоящих новшеств. Главу государства проинформировали по всем вопросам, где планируется совершенствование. В частности, о повышении доступности дошкольного образования. Чтобы полностью решить проблему обеспеченности местами в детских садах, запланировано в том числе строительство 70 детсадов, создание 275 групп кратковременного пребывания.
Главное требование Президента – нагрузки для школьников должны быть разумными, и их ни в коем случае нельзя превышать.
Речь шла также о сокращении документооборота, исключении несвойственных функций из работы учителя. Министерством образования уже утвержден перечень обязательной документации в школе, включающий минимальное количество необходимых для работы учителя и классного руководителя документов.
Особое внимание было уделено организации шестого школьного дня. По мнению Александра Лукашенко, во время шестого школьного дня акцент все же должен делаться на физкультурно-оздоровительные, спортивно-массовые мероприятия, трудовое воспитание учащихся и их профориентацию.
Президента также проинформировали о том, что правительством определены меры по дальнейшей оптимизации в системе образования. В частности, предусмотрена оптимизация на республиканском и региональном уровнях, прежде всего так называемых околообразовательных учреждений и структур.
Была также затронута тема трудоустройства выпускников. Требование Президента – принять необходимые меры по предоставлению первого рабочего места всем обучавшимся за счет средств бюджета, а также при желании и обучавшимся на платной основе.
Особое внимание на совещании было уделено повышению качества общего среднего образования, и в частности учебников. Александр Лукашенко заострил внимание на необходимости создания таких учебников, материал в которых изложен понятным и доступным для понимания школьников языком, при этом был хорошо проиллюстрирован. Президент поручил подключить к решению этого вопроса высокопрофессиональных специалистов из различных отраслей, чтобы получить современные и качественные учебные книги для школьников.
«Учебники – это главное, и денег на них жалеть не надо. Это первейшее, чем надо заниматься», – убежден глава государства.
На совещании речь также шла о совершенствовании качества подготовки кадров в учреждениях высшего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования. Затрагивалась также тема совершенствования правил поступления в учебные заведения. Кроме того, большое внимание было уделено повышению экономической эффективности функционирования учреждений образования. Министерство образования должно работать во взаимодействии с Министерством экономики, Министерством труда и соцзащиты. Требование Президента – подготовленные кадры должны быть востребованы и задействованы в системе народного хозяйства страны.
В завершение Александр Лукашенко потребовал выполнения всех данных им поручений в данной сфере к предстоящему масштабному совещанию, которое планируется провести на уровне Президента накануне нового учебного года.
Профильное
обучение начнут расширять в
белорусских школах с нового
учебного года
Об этом сообщил журналистам министр образования Михаил Журавков по итогам совещания у Президента Беларуси по актуальным вопросам развития системы образования.
По словам министра, система образования в школах должна строиться так, чтобы к десятому классу каждый учащийся определялся, как он хочет дальше совершенствовать свои знания: по инженерному, естественно-научному, медицинскому или другому направлению. «То есть мы будем идти по пути углубления и расширения профильного обучения, понимая под этим, что сюда вкладывается и понятие профессионально-технического обучения тоже», – сказал Михаил Журавков.
Главной задачей профильного обучения будет подготовить ученика к сдаче централизованного тестирования и поступлению в вуз. «По профильным педагогическим классам внесены предложения, чтобы их выпускники имели преимущества перед другими абитуриентами при поступлении в педагогические вузы», – добавил министр.
Что касается предложений по развитию высших учебных заведений, которые прорабатываются в новой редакции Кодекса об образовании, руководитель ведомства отметил, что Президент поручил еще раз согласовать все новации со всеми заинтересованными структурами.
«Поэтому мы еще раз внимательно проработаем предложения, которые касаются бакалавриата, магистратуры, новых подходов к определению статуса высшего учебного заведения. Когда все будет готово, подробно донесем широкой общественности о том, что осталось в новой редакции кодекса», – пояснил министр.